История Ислама изобилует такими событиями и происшествиями, которые позволяют судить о ценностях и достоинствах Ислама, отражение которых находится в жизнеописании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . В частности, чудеса, которые произошли с ним, являются лучшими свидетельствами этому и назиданиями и уроками для нас. Одним из самых знаменательных и глубоко символичных событий в жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , является его ночное путешествие (исра') и вознесение (ми‘радж).
Чудо перенесения и вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является в его жизни одним из самых великих чудес, которое даровал ему Аллах, как утешение и ободрение. Это произошло после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в течение десяти лет увещевал и проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ он получал только усмешки, унижения и обиды. Дело дошло до того, что он отправился в Таиф и обратился к уважаемым гражданам этого города, призывая их к Исламу, но они отвернулись от него и натравили на него глупцов и детей, которые стали кричать на него и бросать камни, и он нашел прибежище в виноградном саду, за городом. Тело его было побито, а ноги были в крови и он сел, в глубокой печали и горечи, взывая к Аллаху и прося у Него помощь. Это событие произошло спустя некоторое время после смерти Хадиджи и дяди Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талиба. Все эти события следовали друг за другом так, что год этот получил название «год печали».
В ту ночь, когда над Меккой сгустилась тьма и ее жители спали, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал опечаленный, прислонившись к стене Каабы, поскольку мекканцы отвергали Ислам и ненавидели его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был в состоянии между сном и бодрствованием, как вдруг он увидел Джибриля, несущего приглашение посетить его Господа. Джибриль рассек ему грудь, омыл его сердце и, наполнив его мудростью и знаниями, вернул на место. Муслим приводит хадис от Анаса ибн Малика, в котором говорится, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели Бурака – животное, выше осла и ниже мула, которое ступает туда, куда достигает его взор. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) верхом на этом животном тронулся в путь, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса (в Иерусалиме). Там он привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали своих животных все пророки, потом вошел в мечеть и совершил намаз в два рака ‘ ата, после чего вышел. Тогда к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) подошел Джибриль с сосудами райского вина и молока. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал молоко. Джибриль поздравил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал, что его умма будет на правильном пути. Потом они поднялись на небо, и Джибриль попросил открыть им врата. Ему было сказано: «Кто ты?» Он ответил: «Джибриль вместе с Мухаммадом». Когда им открыли небесные врата, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел Адама (мир ему), который поприветствовал его и попросил для него у Аллаха благо, потом они вознеслись ко второму небу, врата которого Джибриль попросил открыть. Ему задали те же вопросы, и он ответил так же, и так происходило на каждом небе. На втором небе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил ‘ Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарья (мир им), на третьем – Юсуфа (мир ему), которому была дана половина красоты мира, на четвертом – Идриса (мир ему), на пятом – Харуна (мир ему), на шестом – Мусу (мир ему), на седьмом – Ибрахима (мир ему), прислонившегося к Байт-уль-ма'мур, вокруг которого постоянно совершают обход 70 тысяч ангелов. Потом они дошли до великого дерева, созданного из света (нура), и выше этой степени не может подняться никто, даже Джибриль. Остановившись перед ним, Джибриль сказал: «Тут заканчивается моя степень. О любимец Аллаха! Если я сделаю еще один шаг, то сгорю». Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал идти и его покрыли божественные лучи, перед ним открылись завесы, он увидел много таинств и великих знамений Аллаха. Он посмотрел на величие и красоту Аллаха и Господь приблизил его к Себе и обратился к нему, разговаривая с ним без посредника, проявил к нему почтение и очистил, и Аллах был вне времени и места.
«…Аллах внушил мне то, что внушил и предписал мне и моей общине 50 намазов в сутки. Потом я спустился к Мусе и он спросил меня: «Что предписал Господь твоей умме?» Я ответил: «50 молитв». Он сказал: «Вернись к Господу и попроси облегчения, воистину, твоя умма не вынесет этого, ведь я испытал сыновей Израиля, и я узнал их». Я вернулся к моему Господу и обратился: «О Господь, облегчи моей умме» И Он снял пять молитв, и я вернулся к Мусе и сообщил ему об этом. Муса сказал: «Поистине, твоя умма не вынесет этого, вернись к твоему Господу и попроси облегчения». И так я ходил от Мусы к Господу и обратно, пока Господь не сказал мне: «Поистине эти пять молитв в сутки, за каждую молитву воздаяние десятикратно и это 50 молитв. А кто вознамерится совершить благое и не сделает, Я запишу ему за это одно благодеяние, а если он совершит его, то Я запишу десять. Кто вознамерится совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу его, а если он вознамерится и затем совершит его, то Я запишу его как одно плохое деяние». Я спустился к Мусе и рассказал ему все. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси облегчения». Я ответил, что мне стыдно еще раз возвращаться к Нему».
Самый великий урок и назидание в этом вознесении – предписание намаза. Между предписанием намаза и чудом вознесения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) существует тонкая и тесная связь, позволяющая нам назвать намаз духовным ми‘раджем. В то время как вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) телом и душой было чудом, то поистине Аллах сделал для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) духовный ми ‘ радж, который происходит в день пять раз. В намазе их души и сердца возносятся к их Господу, отстраняясь от их страстей и похоти и свидетельствуя могущество и величие Аллаха и Его Единственность. Это приводит к владычеству Ислама на земле, не путем притеснения и насилия, а путем добра, возвышенности, путем чистоты, путем намаза. Намаз – это не просто обряды и телодвижения, в которых нет смысла, поистине, это школа, воспитывающая верующих в лучших традициях добра, любви и достоинства. Молитва является величайшим деянием Ислама, кто будет бережно к ней относиться, тот осчастливит себя и многое приобретет, а кто будет относиться к ней равнодушно, тот станет несчастным, потерпит убыток. Аллах предписал ее своим рабам, чтобы она была связью между Аллахом и ними. И она служит напоминанием о Его величии, и является благодарностью за Его милость, и поэтому она является фундаментом успеха и счастья в этом мире и в Ахирате, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день – это молитва, и если она будет полноценной, полноценными будут и остальные его поступки, а если она будет испорченной, то будут испорченными и все его деяния».
И неудивительно, что намаз есть основа всех поступков, поистине настойчивость в ее совершенном выполнении, проявляя страх и трепет перед Аллахом , укрепляет в душе чувство видения тебя Аллахом . А кто будет чувствовать Его присутствие, тот будет бояться Его и будет стремиться заслужить Его довольство, к примеру, будет правдив, когда будет говорить, выполнять обещанное, и будет возвращать доверенное, проявлять терпение в трудности и благодарить за милости. В Коране сказано, что человек, когда его постигает беда, становится нетерпеливым, беспокойным, когда ему достается добро – жадным, кроме того, кто совершает каждую молитву своевременно.
Тот, кто будет знать о Его Всевидении и Всеслышании, воздержится от всего, что гневает Его: не совершит он прелюбодеяния, не будет ненавидеть, завидовать, попирать права людей, ущемлять их, не будет нарушать права своей семьи, соседей, близких и родственников, ибо сказано в Коране, что именно намаз удерживает человека от гнусного и недостойного, т.е. всего порицаемого.
А кто не будет проявлять покорность в молитве и у кого не утвердится в душе знание о Всевидении и Всеслышании Аллаха, тот станет непокорным и будет справедливо наказан Аллахом, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, которая не остерегает человека от мерзостей и порицаемого, только отдаляет от Аллаха». Милостью Аллаха также является то, что намаз совершается пять раз в сутки, наступление времени молитвы каждый раз напоминает верующему о его Господе.
Перенесением Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим, Всевышний показал достоинство этого священного места. Перенесение (исра') и вознесение (ми ‘ радж) были совершены телом и душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , не во сне, а наяву.
Из истории ми ‘ раджа можно извлечь много полезного и поучительного, и повторяя, пересказывая эту историю и размышляя о ней, мы можем получить что-то новое для себя, что укрепит в нашей душе иман и любовь к Исламу и Пророку.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Коран