У казахов сохранилась целостность восприятия мира. В связи с этим исследователи писали, что для казаха не было разделения философии мира и быта, они были для него взаимосвязаны. Каждая вещь многозначна, одним из ее обязательных свойств было философское осмысление. Синкретизм казахов проявлялся в том, что быт казахов и был Книгой о Первотворении, Космосе. Обращение к юрте является традиционным для исследователей кочевой культуры. Ряд казахстанских ученых М.Каракузова, Ж.Хасанов, Н.Шаханова, Б.Ибраев и другие писали об отражении древней космической системы в конструкции юрты казахов.
Нам хотелось бы предложить линию семанического исследования юрты, но в несколько иной плоскости. Ибо только с приданием жилищу символического значения можно говорить о нем, как о специфически человеческой форме освоения пространства.
Во всех традиционных культурах дом являл собой образ Вселенной. Не является исключением в этом смысле и жилище казахов. По всей видимости оно также являлось моделью Вселенной, опосредствованной особенностями мировоззрения казахов.
Анализ юрты показывает, что она как модель Вселенной для кочевника есть небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе. Пространство юрты можно уподобить древнегреческому космосу, который построен по законам красоты, оно является искусственно организованным фрагментом природы, ее органической частью, верхом и низом, а двигаться можно только по часовой стрелке, вокруг очага, что идет от движения по солнцу. Это движение было привилегированным.
Пространство юрты делится у казахов на семантические секторы:
правый – левый, соответственно мужской – женский, сакральная половина- төр.
Почетному месту – төр (напротив двери) - соответствовал год Мыши, после Мыши следовала Корова, чьим именем называлось расстояние от төра до кровати (кебеже), олицетворяя достаток, присущий семьям с коровой. Далее по часовой стрелке место, где сидел хозяин назывался Тигром, символ власти и мужества. Далее шло место хозяйки – год Зайца, выражавший кротость и покорность. Подле хозяйки располагались продукты, небесные и земные дары, что знаменовалось трудолюбивой Улиткой.
Далее шло пространство Змеи – посуда. Котлы, ведра. Лошадь у входа как символ движения. Затем шло пространство Овцы, как символ малых и бедных, мудрой Обезъяны, дающей напутствие, где находилась молодежь, гости дома. Собака - символ преданности, Кабан – гости. Круг замыкался годом Мыши, где начинается летоисчисление и время соприкасается с пространством. В пределах юрты пространство является неоднородным.
Пространство не может быть большим либо малым, оно оказывается лишь нужным и подходящим, в зависимости от степени удобства и удовлетворения потребностей.
• Семантическим центром юрты является очаг и шанырак. Под словом шанырак имеется в виду сам дом. О молодоженах говорят «шанырак көтерді», подняли «шаңырақ», создали свой дом. Им желают: «Пусть будет высоким твой шаңырақ» - одно из лучших благословений. Самое страшное проклятие –
« пусть твой шаңырақ упадет на середину». Шаңырақ в вертикальной проекции отражал верхний мир.
Вместе с этим жилище является средоточием культуры социума. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко организован, в нем как и в монгольском жилище выделяется «ось возврата» и «ось пола», место и способ сидения его обитателей были четко маркированы в зависимости отпола, возраста, положения в системе родства. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, мирской половине и на ней же завершалась, замыкался жизненный круг его. Все основные этапы жизненного цикла человека отмечались в юрте. Знаками символами выделялись место роженицы, свадебная юрта, траурная юрта.
Интересным на наш взгляд является такой частный аспект осмысления домашнего пространства юрты как символа дуализма мужского и женского начал и их животворной и плодоносящей сущности.
В казахской традиции юрту новобрачных готовили родственники невесты, но дверные косяки привозил с собой жених.
У каракалпаков мастер, который сделал каркас юрты, никогда не будет делать к ней дверь, считалось, что мастер умрет, если будет делать и юрту, и дверь к ней. По- видимому, это было обусловлено представлением об обязательном соединении одним мастеорм, лишение дуальности процесса изготовления и установки юрты было запрещено традицией,означало отрицание животворящего начала и в силу этого могло стать причиной смерти мастера.
Следующий этап освоения пространства – установка юрты – также подразделяется на мужскую и женскую функции.Установка шанырак – мужская функция, остальная работа – женская. По – видимому, в представлениях казахов существовала какая – то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, плодовитости. Например, если дети умирали, сразу после рождения,то послед закапывали под порогом юрты. Поэтому существовал запрет стоять на пороге.
Огромное пространство степи без края и без конца вызывало стремление сосредоточиться, концентрируясь в точке самого жилья, внутри него. Видимый горизонт степи был видимым символом всего видимого и невидимого, диктовал особенности мышления и мировоззрения.
Первичные видимые: круг солнца, полукруг неба, полукруг юрты сформировали представление о трех частях космоса и выделили цифру три. Все мышление строилось на аналогах: солнце – голова, шанырак юрты, туловище –лучи солнца, соответственно - уыки юрты, ноги –земля, кереге, познаваясь как верхний, срединый и нижний миры.
Верхний мир- мир обитания богов, аруаков, духов предков.
Срединный мир – мир обитания людей.
Нижний мир –мир обитания мертвых.
Повторяемость трехзначности всего окружающего приводила к мысли о том, что в Природе все развивается по одним и тем же законам аналогий. Цифра «три» известна в древней философии как мировая символическая доминанта. У казахов эта цифра пронизывает все обряды от рождения до похорон. Человеческая душа представлена у казахов тремя видами: « ет – жан», «шыбын – жан», «рух – жан». После смерти человека шыбын – жан уходит в небо, ет –жан в землю, рух – жан остается в доме умершего.
Своеобразное миропонимание и мировосприятие себя как части Природы, Вселенной как результат духовного стремления человека познать язык природы и жить в ладу с ней, пребывать в гармонии с нею способствовали становлению стабильного улада жизни.
Интересно, что картина мира у различных народов была схожа. Но в то же время имелись в ней и особенности. Весь мир – Космос – располагался в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Образно же он воспринимался в виде Мирового Дерева –Байтерек. Корни Дерева – нижний мир, мир предков. Ствол – срединный мир,мир людей, живущих ныне, и крона – верхний мир, мир духов, предков. Эти три мира ориентировались по вертикали, но каждый из них имел и горизонтальную плоскость, в свою очередь разделенную на четыре зоны – Север, Юг, Запад, Восток.
Каждая из зон или сторон света имела эмоциональную определенную окрашенную смысловую нагрузку. Пространство не воспринималось как однородный континиум, а имело качественные характеристики. Например, Восток – считался положительной, хорошей стороной, потому что здесь рождалось Солнце. А вот с Западом связывалось все отрицательное, так как там умирало Солнце. Юг и Север противопоставлялись друг другу. Кроме смыслового определения каждая изсторон света имела и цветовое отличие. Юг символизировал красный цвет. Восток – голубой, запад – белый, Север – черный. В китайском фэн –шуй также имеется цветовая маркировка сторон света.
Для обозначения сторон света также обозначали термины «вперед – восток, назад –запад, направо – юг, налево – север».
Такие, примерно, представления о сторонах света, о Космосе лежали в основе многих обычаев, ритуалов. Известно, что казахи в древности, принося клятву, использовали четыре стрелы, каждая из которых обозначала одну из сторон света. Именно четыре стрелы прикреплены на кулахе Золотого Человека из Иссыка.
Автор статьи Умирзакова Б.Е.