Не так давно, в самом центре Москвы, Ингушская Национально-Культурная Автономия открыла первую Ингушскую Школу Танца. Занятия проходят по выходным с 12 до 16 часов дня. Просторный зал, приятная атмосфера, чуткие профессиональные преподаватели – Ибрагим Оздоев и Фатима Сахатова. Вообще, изучение Ингушского танца это не только запоминание и оттачивание движений, но и внутренний самоконтроль. Ведь очень важно и выражение лица, мимика и устремление взгляда. Поэтому необходимо сосредоточиться, проникнуться духом древнейшей культуры танца. На всём Кавказе он известен как «Горский танец». А в Ингушетии его попросту называют «ингушский». Такие учёные, как: Я.Рейнегс, И.Бларамберг, А.Зиссерман, были потрясены величием и красотой ингушского танца. Они пишут: «Их танец – это нечто особенное», «Живая грациозная пляска».
Не смотря на то, что прошло много веков, каждый ингуш уверен, что умение красиво танцевать – обязанность любого горца!
А вот что об этом рассказала Фатима, руководитель женской группы Ингушской Школы Танца:
- Как оказалось, изучать ингушский национальный танец интересно не только вайнахскому народу, но и ребятам других национальностей! Кроме ингушей и чеченцев, у нас также занимаются армяне, татары и другие. Могу сказать, что изучать ингушский национальный танец среди молодежи стало довольно актуально. Многие до сих пор интересуются возможностью записаться к нам в школу танца.
- Фатима, я знаю, что группы разделены на младших и старших. Расскажи, с какими трудностями сталкиваешься, обучая более юных? Или же, наоборот, с ними проще?
- С детьми несомненно сложнее, чем со взрослыми девушками. Во-первых, их нужно заинтересовать, потому что, как правило, они приходят не по собственной инициативе, а от желания родителей привить детям культурные особенности своей нации.
Во-вторых, маленькие дети тяжелее воспринимают новые для них движения, чтобы обучать их, нужно много терпения и выдержки. Но это того стоит. Очень приятно видеть плоды своей работы, как маленькие девочки старательно повторяют за тобой движения танца.
- Расскажи о себе. Давно ли занимаешься танцами, действительно ли это так трудно?
- Я с детства любила танцы, сцену. Ходила с родителями на вайнахские концерты и любовалась танцорами из разных ансамблей, мечтала оказаться на их месте. В 13 лет я попросила маму отдать меня в один из знаменитых ансамблей Москвы. Занималась там 5 лет. В первое время было очень сложно. Не смотря на все мои старания, многое не получалось, меня не замечали. Но я не опускала руки и продолжала танцевать. Спустя некоторое время, я всё же добилась кое-каких успехов: стала одной из солисток и выступала с ансамблем уже на большой сцене. Для меня это был один из лучших периодов в жизни.
- Ибрагим, сейчас ты являешься руководителем мужской группы Ингушской Школы Танца. А как случилось, что ты связал свою жизнь с танцами?
- Сказать по правде, на танцы меня записала бабушка, когда я был ещё в первом классе. У меня не было никаких эмоций по этому поводу, воспринял как должное. Но вскоре понял, что танцы это поистине моя стихия. Я полюбил многочасовые тренировки, выступления, выезды, а также новые интересные знакомства. Но было много и трудностей.
В какой-то момент, наш ансамбль, по каким-то причинам, фактически выгнали из ДК в станице Орджоникидзевская. Помню, тогда целых 2 года мы не выступали в Ингушетии и вообще перестали быть государственным ансамблем. Нам тогда очень помог Евлоев Магомед, за что ему большое человеческое спасибо! И мы, не смотря ни на что, продолжили танцевать в «Сунже». Это было прекрасное время. Благодаря нашему руководителю Умару Гулиеву, в ансамбле мы все были как братья и сёстры, никаких разногласий или ссор. Это очень помогало продолжать танцевать и добиваться успехов.
На мой вопрос «Что самое важное в танце?» и Ибрагим и Фатима единогласно ответили, что душа. Можно заучить движения, мимику, но если не танцует твоя душа, всё это бессмысленно!
Беседовала Оздоева Наиля, Пресс-служба РОО ИНКА