От имени Карагандинского чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» поздравляем Аманды Абасовича Асуханова с 73-летним юбилеем, желаем отличного здоровья, кавказского долголетия и дальнейшего плодотворного творческого пути!
Коллектив ОО ЧИЭКО "Вайнах"
ЧИТАТЬ: Картины чеченского художника хранились в Карагандинском музее
Певец родной земли
Когда наступает время мудрости и подведения итогов, начинаешь задумываться – семьдесят три года, это много или не очень? С точки зрения наивных тридцати лет – конечно, у этого человека уже можно учиться, на этого человека можно равняться, это уже мэтр… А если спросить у великих восьмидесяти – еще далеко не стар, еще полон сил, еще творить и творить!
Сегодня мы с вами говорим о заслуженном художнике республики Дагестан и Чечено-Ингушской АССР Аманды Асуханове, чьи работы хранятся в Карагандинском областном музее изобразительного искусства. Член союза художников СССР, академик Народной Академии Чеченской Республики, народный художник Чеченской республики, в течение многих лет принимавший участие в выставках республиканского и международного масштаба, известен не только у себя на родине, но и у нас в Караганде.
Рассказывает Александр Гехт, заведующий научно-методическим отделом областного музея изобразительного искусства:
«С творчеством Аманды Асуханова карагандинцы познакомились еще в 1989 году, во время его персональной выставки. Несмотря на то, что он сам давно живет в Чечне, его работы до сих пор пользуются популярностью у нашего зрителя.
Мне лично этот художник всегда нравился своей фантазией и какой-то особенной колоритностью. Это удивительный человек, который вкладывает свою позитивную энергетику в полотна и передает ее зрителю, что далеко не о каждом можно сказать. Меня покоряют его знаменитые кавказские пейзажи: горные вершины, таинственные сторожевые башни. Видно, что человек действительно влюблен в свой родной край, и я не удивляюсь, что он один из самых любимых художников у себя на родине.
Взять, к примеру, его индийский цикл – замечательные, с моей точки зрения, работы. Смотришь на картину, где изображено море, пальмы, жгучие индианки – и возникает эффект присутствия. Но карагандинский зритель с большим интересом воспринимает пейзажи Кавказа, это нам как-то ближе. Экспозиции, в которых задействованы картины Аманды Абасовича, посещают представители Чечено-ингушской диаспоры, так же признавая, что их земляк – замечательный художник.
На каждой выставке, посвященной национальному многообразию нашей родины, работы художника Аманды Асуханова занимают достойное место».
Асуханов Аманды Абасович родился 25 августа 1939 года в городе Гудермес Чеченр-Ингушской АССР. В 1966 году окончил Дагестанское художественное училище им. А.А. Джемала. По настоящее время работает в Чеченской организации Союза художников России.
В ранний период творчества происходила так называемая «проба пера» – освоение художником различных приемов, поиск своего неповторимого стиля, своей манеры письма. Молодой живописец обращался к различным жанрам: тематической композиции – «Строители» (1966), «Партизаны в горах Чечено-Ингушетии» (1967). Затем к жанру портрета – «Чабан» (1966), «Портрет горца» (1969), городскому пейзажу: «Сунжа зимой» (1966), «Уголок парка имени С. М. Кирова (1966).
К концу 1960 годов наблюдался интерес художника к историко-революционной теме, к трудовым будням нефтяников, земледельцев или чабанов. Притягательная сила этих работ заключалась в том, что художник использовал сюжеты, которые ему самому близки и понятны.
Настойчивый поиск своего пути в самом выразительном жанре изобразительного искусства – пейзаже, начался у художника в 70-е годы. Это так же прослеживается в создании ряда интересных работ: «Весна» (1968), «Дубрава» (1963), «Зимний лес» (1984). В это время его увлекла задача изображения изменчивых состояний природы в разные времена года, и, опять-таки поиск необычных композиционных и колористических решений.
Особенно интересен цикл работ, появившийся во время поездки в 1982 году в Индию и Шри-Ланку. Художником создана серия ярких, залитых солнцем полотен, калейдоскоп цветовых впечатлений от красочных природных ландшафтов и необычной архитектуры.
В зрелые годы художник стремится глубже постичь облик родной земли, и, как сейчас кажется, в этом и есть его призвание. Для его работ характерна тонко прочувствованная цветовая гамма, богатство и разнообразие цветовых оттенков, словно сотканных из нюансов собственной души…Особенно хороша профессионально выраженная плановость композиции, когда у зрителя создается ощущение воздушной перспективы, в которой растворяются туманные дали, уходящие за горизонт.
Сопоставляя ранние и более поздние работы, искусствоведы делают вывод о том, что для творчества художника в первую очередь характерно стремление быть искренним в выражении своих чувств, своего видения. И действительно, лирическая, мягкая передача поэтического ощущения мира стали особенностью творческой манеры художника.
В тот момент, когда ты любуешься пейзажами Аманды Асуханова, создается едва уловимое ощущение звучащей издалека музыки – то ли нежное пение горянки, то ли затихающего в вышине эха, то ли задумчивая песня убеленного сединами старца, передающая щемящее чувство любви к своей родине, пережившей невзгоды и оставшуюся прекрасной.
Может быть, поэтому пронзительная кисть художника Аманды Асуханова перекликается со стихотворением поэта Хасмагомета Алимсултанова, написанное о чеченцах, вернувшихся на родину после долгих лет депортации:
«…Наш поезд возвращался на рассвете,
Встречал встревожено заждавшийся вокзал…
Седой старик в поношенном бешмете,
Припав к перрону, землю целовал…»
Язык живописных полотен художника Аманды Асуханова, подобно поэзии, стал способом выражения высоких чувств художника, областью восприятия, в которой отображаются глубокие и серьезные истины о судьбах человечества. Вглядываясь в картины Аманды Абасовича, прислушиваясь к тому, о чем повествует художник, зритель учится знанию жизни и любви к окружающему его миру, пониманию единственности, неповторимости и величия своей родной земли.
Хотелось бы напомнить читателю, что в Карагандинском областном музее изобразительного искусства находятся авторские работы А. Асуханова, а именно:
«В горах Кабардино-Балкарии» 1989г.,холст, масло
«В горах Чечни» 1988г.,холст, масло
«Мотивы Родины моей» 1989г.,холст, масло
«Сумерки» 1981г.,холст, масло
«Приближение грозы» 1989г.,холст, масло
«Махкетинские просторы» 1989г.,картон, пастель
«Окрестности города Канди» 1982г,,холст, масло
«Пальмы Цейлона» 1982г.,картон, пастель
« Дели. Встреча» 1982г., картон, пастель
«Молодость Индии» 1982г.,бумага, пастель
«Мать и дитя» 1982г., картон, масло
«B Индии» 1982г., картон, масло
«Девушка из Махабалипурама» 1982г., бумага, пастель
«В пути» 1982г., холст, масло
«Вечерняя прогулка» 1982г., бумага, пастель
«Девушка из Агры» 1982г., картон, масло
«Девушка из Бомбея» 1982г., каргон, масло
«На берегу Бенгальского залива» 1982г., картон, масло
«Дети» 1982г., картон, масло
«Мотив Цейлона» 1982г., картон, пастель
«На Махабалипураме» 1982г., картон, пастель
«На берегу Бенгальского залива» 1982г., картон, масло
Евгения Шульц
г. Караганда, август 2012 года
Комментарии
Сб, 25 авг. 2012, 14:43:03 Ответить
Сб, 25 авг. 2012, 10:26:21 Ответить
Сб, 25 авг. 2012, 10:18:22 Ответить
Сб, 25 авг. 2012, 09:52:20 Ответить