ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность редакции ежемесячного журнала "Домашний очаг" за предоставленный материал!
Ежемесячный журнал "Домашний очаг" №(38)2013г.
Никогда не думала, что придёт время, когда так остро захочется вспомнить прошлое, прикоснуться к своим истокам. А от прошлого остались только островки…
История моей Караганды -- и моя история -- начинается с Копай-города. Я родилась в 1961 году в Копай-городе, прожила в нём до 1969 года на улице Аэропортная, 14, в бараке, построенном японскими военнопленными.
По рассказам старожилов, Караганду начинали строить, имея в руках один инструмент -- лопату. Может, отсюда и название -- Копай-город. Строили город, который назвали Новым. А позже он стал Старым и постепенно исчез с лица земли. Остались островки. И люди-островитяне…
До сих пор в том Старом городе проживает Заинда Закреевич Докаев. Он сам и его семья охраняют от сборщиков металла здание старого Каздрамтеатра, построенного в 1936 году. Это было самое красивое здание Нового (Старого) города, и оно хорошо видно из окошка дома Докаевых.
В здании Каздрамтеатра проводили для нас новогодние утренники. Помню, какие замечательные старинные миниатюры в мозаике были на фасаде здания. Европейский готический стиль еще усматривается в развалинах, а мозаика уже не сохранилась.
Заинде Закреевичу удалось сберечь фотографию своих родителей и некоторые семейные реликвии.
Отца Заинды Закреевича люди звали Захаром. Судьба этого человека так схожа с судьбами многих людей того времени... Закрей воевал, был в разведке до 1943 года, после тяжелого ранения отправлен домой. Имел награды, в том числе и самую главную -- звание Героя Советского Союза. В 1944 году был депортирован в Казахстан со своей семьёй уже без званий и наград. Уже -- просто чеченец!
Родители Заинды Закреевича перенесли все тяготы чеченского народа, потеряли дочь, которой в момент депортации не было и шести лет. Когда бездушно заталкивали в товарняки людей, девочку не заметили. Мать всю жизнь молилась за нее: может, и жива где-то, возможно, кто-то её удочерил, дал другое имя…
31 мая 2013 года, в День памяти политических репрессий, Заинду Закреевича пригласили выступить в Музее жертвам политических репрессий в посёлке Долинка. Он не смог сдержать слез, вспоминая прошлое, и долго извинялся за свои слёзы, которые, как считает, надо сдерживать наследнику старинной чеченской фамилии.
Многие из тех, кто слушал его, в том числе и я, тоже плакали. Каждый вспоминал своих близких, и всех нас объединило общее прошлое.
«Мама, которую помнят все»
Нина Ивановна Иванцова-Шеерман, воспитатель детского дома им. Н. К. Крупской, сама была воспитанницей этого дома с 1950-ых годов прошлого века.
Она росла и училась, а потом работала в Компанейском детском доме, начиная в должности воспитателя, а потом заместителя директора.
Выйдя на пенсию, тяжело заболела -- сахарный диабет. Выжить ей помогла поддержка ее воспитанников, моральная и материальная.
Нина Ивановна сейчас живет на пятом этаже, не имея обеих ног. Но находит силы шутить, встречая гостей в доме.
-- Таня, помню, как ты пришла устраиваться на работу к нам в детдом, -- вспоминает в разговоре со мной, бывшей воспитательницей детдома, Нина Ивановна. -- Мы как раз делали ремонт. 1980 год, в детском доме не было техперсонала. Нам самим приходилось белить, красить. Это был январь месяц, в группе было очень холодно, но мы не хотели жить в грязи в новом помещении, в которое нас перевели в декабре. В общем, со мной 25 детей делали ремонт спален и рабочей комнаты. Ты удивилась, войдя в помещение: почему делают ремонт зимой и кто я такая? Я, злая из-за такой адской работы, в отчаянии закричала: «Я тут... техничка!» Такой был случай… смешной. Помнишь?
Как все это забыть…
-- Наши постоянно общаются с ней, -- рассказал один из воспитанников Компанейского детдома, Сергей Сенин. -- Я после училища в 1986 году уехал в город Талдыкорган, оттуда ушел в армию, и так и живу пока в Талдыкоргане. Работал машинистом бульдозера, экскаватора, механиком транспортного участка. Про свое детство не забываю, каждый год езжу на руины своего детского дома…
И каждый из воспитанников не забывает ту, которую называли МАМА. Она по-прежнему живёт недалеко от Компанейска и всегда ждёт своих детдомовцев к себе в гости.
Татьяна ЦАФТ, педагог