Накануне Дня языков в городе Караганде прошел областной семинар–тренинг на тему: «Актуальные проблемы обучения государственному языку и родных языков на курсах при этнокультурных объединениях». Открыл работу семинара начальник Управления по развитию языков Карагандинской области О.Амантаев. Он отметил, что задача семинара – тренинга оказать практическую и методическую помощь этнокультурным объединениям в обучении государственного языка, а также уделить внимание воскресным школам по изучению родного языка.
В работе семинара приняли участие председатели этнокультурных объединений, преподаватели государственного и родных языков при этнокультурных объединениях, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители СМИ. Семинар состоял из трех блоков. По проблемам изучения государственного и родных языков выступили: Ж.А.Есказинова кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка. Она рассказала участникам семинара об инновационных технологиях в процессе обучения языкам. Теме перевода был посвящен доклад кандидата филологических наук, доцента Б.Т.Тлеубековой, представлявшую научный центр «Лингва».
Интересно и содержательно во втором блоке прошли мастер-классы по изучению родного языка при этнокультурных объединениях Карагандинской области.
На высоком уровне прошел мастер-класс ингушского языка, который дала Казбекова Марьям Мухтаровна. Тема урока была «Приветствие». Слушатели семинара с большим интересом узнали о специфике ингушского языка. Ярко и красочно на слайдах и видеоролике были представлены ЭЗДЕЛ. «Эхь-эздел» - моральный кодекс ингушей, истоки которого, основанные на чести, совести и благородстве - в древней истории народа. В нём находят отражение все стороны нравственной жизни ингушей: семейный долг, уважительное отношение к женщине, почтение к людям преклонного возраста, заботливое обращение с младшими, гостеприимство и многие другие. Понятие «гIалгIай омал» включает в себя все особенности ингушского характера. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни ингуша. Быть вежливым и уступчивым - это «гIалгIай омал», быть гостеприимным – это «гIалгIай омал», быть сильным в преодолении трудностей – это «гIалгIай омал». Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже являются частью «гIалгIай омал».
Участники семинара приветствовали друг друга на ингушском языке, и это было всем очень интересно. Добрый день! (к 1 человеку) - ДИ ДИКА ХИЛДА ХЬА!
- Стремление к овладению родным языком и освоению обычаев и традиций своего народа актуально для нынешнего этапа развития казахстанского общества. Знание родного языка- очень важно, мы говорим – без языка нет народа, нет нации. Язык – это часть нашего национального самосознания, стержень духовности и культуры. Бережное отношение человека к родному языку – это уважение к своей культуре. Любой народ – это прежде всего, его язык, который объединяет современников, роднит потомков и предков. Есть язык –есть народ, нет языка –нет народа, - говорит участница семинара Умирзакова Бахыт учитель государственного языка ЧИЭКО «Вайнах». В этом году ЧИЭКО «Вайнах» выпустило методическую рекомендацию по обмену опытом «Язык –душа народа».
Также интересно прошли мастер-классы греческого языка - Н.Ю.Популиди, немецкого языка этнокультурного объединения «Видергебурт» - М.В.Надих, китайского языка китайского культурного центра «Дружба» - М.В.Вэй. А также Г.Х.Абдикерова рассказала о межкультурной роли английского языка.
Участники семинара говорили на ингушском, китайском, греческом, немецком языках. Участники семинара-тренинга делились опытом преподавания.
По итогам семинара –тренинга за проведенный мастер-класс Казбековой Марьям Мухтаровне было вручено благодарственное письмо Управления по развитию языков Карагандинской области.
- Участники семинара получили на руки методическую литературу, посвященную изучению государственного языка.
Соб.корр.