21 ноября в городе Костанай по инициативе комитета по развитию языков и общественно- политической работы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан проходил Республиканский семинар «Разработка многоязычной инновационной методики по обучению языков этнических групп Казахстана». Для апробации инновационной методики с каждой области были представлены по 3 человека.
Карагандинскую область от чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Карагандинской области представляла учитель казахского языка Умирзакова Бахит Ерембековна, учитель английского языка центра обучения языков Абдикерова Гульбану Химелденкызы и учитель немецкого языка немецкого культурного центра «Видергебург» Мазур –Соцкая Татьяна Владимировна.
Открыла семинар эксперт управления и анализа языковой политики
комитета по развитию языков и общественно- политической работы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Маданова Г.Ж. Выступали заведующий Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Дандыбаев Б.А., начальник Управления по развитию языков Умбетов Ж.Ж.
Перед участниками семинара выступил доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Журналистики и русской филологии» инновационного Евразийского университета А.Р.Бейсембаев. Он является руководителем проекта «Межкультурная коммуникация в многонациональном Казахстане» по разработке инновационной полилингвальной методики обучения языкам этнических групп Казахстана. Участники семинара получили мастер – класс, по итогам семинара им были вручены сертификаты.
Впечатления от поездки
Надо сказать, что Костанай встретил нас гостеприимно. Снега вообще у них нет, что нас удивило, казалось бы, северная часть Казахстана. Семинар проходил в Доме Дружбы. Мы посетили чечено-ингушский национальный культурный центр «Вайнах» города Костаная. Так же, я познакомилась с представительницей чечено-ингушского культурного центра «Вайнах» города Петропавловска Авхадовой Петимат, которая приехала на семинар. Мы сразу подружились и все время были вместе. В Петропавловске у них есть школа№17 национального возрождения, Петимат там преподает чеченский язык. В этой школе обучают многим этническим языкам. Как в обычной школе учебным процессом руководит завуч, занятия проводятся не
один раз в неделю как в воскресной школе, а три –четыре раза в неделю, финансирует их гороно. Она получает зарплату как обычный учитель школы. Есть чему поучиться…
Семинар прошел на очень высоком уровне. Тема семинара актуальна, ведь проблем в сфере обучения языкам этнических групп Казахстана достаточно. В основном каждая этническая группа «варится в собственном соку». И очень отрадно, что за дело взялись ученые. Подход к языку должен быть разносторонний, надо учитывать менталитет народа, его культуру и обычаи, о чем мы всегда говорили. Действительно, почему в школах изучают государственный язык не год и не два, а результаты не утешительны. Потому, что язык и речь не разграничены, падежи вне контекста, не представляют ценности. Для этнических групп все должно сводиться к речевой коммуникации. Феномен казахского языка отличается от других языков. Казах никогда не скажет прямо, он будет ходить вокруг да около, или начнет издалека, потом все – таки скажет, но в иносказательной форме. «Дочь, тебе говорю, невестка – ты слушай». Например, о человеке, который умер, могут сказать в разговорной речи «Түйе бағуға кетті», что в переводе означает «Пошел пасти верблюдов», а дело в том, что верблюдов не пасут, то есть, он пошел заниматься тем, чего не делают.
Методика профессора Бейсембаева А. сейчас проходит апробацию, во всех регионах прошли семинары, следующий семинар будет в Усть-Каменогорске для представителей южного региона.
Текст и фото Умирзакова Бахыт