До войны я часто бывала в этом доме. Мы не родственники, и даже не соседи. Иногда так случается, что, однажды встретившись с человеком, роднишься с ним на всю жизнь. Так вышло и в моем случае: пожилая супружеская чета - дедушка Вахид и его жена Залма - стали для меня очень близкими людьми.
Жили они в Грозном в большом многоэтажном доме по улице Первомайская. Первую войну никуда из города не выезжали. При бомбежках и сильных артиллерийских обстрелах вместе с остальными жильцами спускались в подвал. Когда после очередной бомбежки рухнул соседний подъезд, решили не рисковать и перебрались в расположенный недалеко частный дом, хозяева которого, уезжая из города, оставили дедушке Вахиду свои ключи. Следом за ними потянулись и все обитатели подвала: русские, чеченцы, ингуши, армяне… И для всех нашлось место. Сюда же перенесли буржуйку, приладили к ней железную трубу, перенесли дрова, кухонную утварь …
Перед войной я часто слышала, как дедушка Вахид говорил жене:
- Надо запастись мукой. И солью.
Я тогда удивлялась: куда столько муки? И лоджия, и прихожая у них буквально были завалены мешками муки. На мой вопрос по этому поводу дедушка Вахид тогда сказал:
- Зима будет трудной. Поэтому надо запастись мукой. И солью.
При моем глубоком уважении к этой супружеской чете, мне тогда все это казалось возрастными причудами. А может, им продолжало мерещиться тяжелое, голодное детство? Я знала, что они оба в юном возрасте вместе с родителями были сосланы в Казахстан. Но с тех пор прошло столько времени …
Однако дедушка Вахид, видимо, обладал даром провидения. О том, что стало с дедушкиными запасами, я расскажу позже, а пока хотелось бы рассказать уникальную и трагическую историю, приключившуюся с тетей Залмой. Впрочем, наше самое первое знакомство с ней произошло после того, как мне рассказали эту самую историю.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи