Вы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями...
Пишите и присылайте на наш адрес.
Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте.
Любое использование материалов сайта разрешено только при наличии активной гиперссылки на ресурс. Ответственность за содержание публикуемых материалов несут их авторы, и ни в коем случае не Администрация сайта. Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов статей, комментариев, сообщений.
Цени честь больше жизни
Атсалим Идигов,
член Ассамблеи народа Казахстана,
лауреат премии Президента Республики Казахстан.
Высоко в горах Ичкерии, где жили предки чеченцев рода Акки, на краю глубокого ущелья стоит скала, внешне напоминающая женщину с распущенными волосами. Очевидцы утверждают, что время от времени по лицевой части скалы начинают стекать капли воды, напоминающие слезы. Об этом явлении бытует легенда, которую горцы передают из поколения в поколение.
Как-то двое юношей решили устроить себе испытание и ушли высоко в горы. На второй день их застала снежная буря. Один из юношей смалодушничал и оставил товарища в беде. Тот погиб. Тогда разгневанные горы обратились к матери: «Твой сын совершил поступок, позорящий настоящего чеченца и его род. Что скажешь?» «Я родила его в ночь, когда волчица ощенилась, - ответствовала она (по понятиям чеченцев волк - самый поэтический зверь, обладающий безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. Попадая в безвыходную ситуацию, он умирает молча, не выражая ни страха, ни боли» - ред.) — Растила его в надежде, что станет мужчиной, готовым на достойные дела. Но он опозорил свой род. Мне не нужен сын без яхь. Пусть он умрет. Горы разверглись и поглотили юношу. А женщина, не вынеся такого горя превратилась в камень и до сих пор оплакивает свою долю.
Если чеченцы о ком-то говорят: «яхь ёц кьант» - «джигит без яхь» - это самое худшее чего он может удостоиться. К нему будут относиться с насмешкой и осуждением. На него будут указывать пальцем, над ним будут насмехаться. С таким незавидным статусом он будет позором не только семьи, но и рода. И наоборот - если скажут: «Яхь ёл кьант» - «джигит, у которого есть яхь», то это будет высшая похвала. Ему присущи самые лучшие качества, которые высоко ценятся по вайнахским этическим нормам.
Так что же это такое «яхь», из-за которой, согласно легенде, мать вынесла страшный приговор сыну, а сама превратилась в камень? Что вбирает в себя это понятие? Яхь (юьх) дословно означает - лик, лицо, приличие. Другими словами, это морально-этический облик человека, его духовное состояние. Яхь - это основа морального кодекса вайнахов, его стержень. Он, в частности, гласит: «...познай самого себя и свою родословную, имей «яхь», будь достойным и приличным... Ты смертен, но физически смерти не бойся, бойся жизни без «яхь» и веры, жизни без приличия и достоинства... Духовное начало - твоя совесть и твой судья, а совесть - основа твоего поведения - глашатай, разглашающий кто есть ты. В основе твоего поведения лежат три вещи «оьздангалла (этика), «гилак» (приличие), «ларам» (почитание). Только их единство красит горца.
Одной из составных частей «яхь» является дух соревнования -стремление вобрать в себя все лучшее, что есть в обществе, в котором ты живешь. Быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою, оказаться первым там, где ждет от тебя помощи страдающий, последним, - где идет раздача наград, проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим, скромность и умеренность к себе - все это тоже «яхь».
Для чеченца «яхь» - это своеобразный кодекс мужской чести. Не будет преувеличением, если сказать, что он стоит на втором месте после святости Аллаха и его пророков. В народе говорят: «Пусть не рожает мать сына без яхь». А еще говорят: «Лучше умереть, чем потерять яхь». Этим все сказано.
Вся история чеченского народа, начиная с древних времен, - жизнь в экстремальных условиях, борьба за выживание и независимость. Именно в этих условиях на протяжении многих лет формировались образ жизни горцев, их менталитет, обычаи, традиции, нравы. В поэме «Измаил-бей» М.Лермонтов так писал о горцах: «И дики тех ущелий племена, их бог - свобода, их закон - война. Там поразить врага не преступленье, верна там дружба, но вернее мщенье, там за добро-добро, и кровь-за кровь, и ненависть безмерна, как любовь».
Именно, благодаря этим качеством, помноженным на яхь чеченцам удается возрождаться из пепла, сохраниться, как этнос. Этот маленький народ не удалось уничтожить полчищам древних хазар. Бессильным перед ним оказался и Тамерлан со своим войском. Как-то после окончания битвы полководец спросил у своих военачальников: «А вы забрали у них пондар? (музыкальный инструмент наподобие домбры)» Получив отрицательный ответ, промолвил: «Если вы не забрали у чеченцев пондар, значит, мы только разбили их войско, но не покорили. Их следует сделать нашими союзниками. Пригласите их ко мне. Я желаю в знак уважения их стойкости и в назидание потомкам подарить им саблю (г1ама), которую не даровал еще никому».
Выстояли вайнахи и в почти полувековой войне с царской Россией, несмотря на тактику выжженной земли генерала Ермолова, которого в народе окрестили кровавым проконсулом Кавказа. Выжили и в период сталинской депортации 1944 года. Этот геноцид целого народа унес по неуточненным данным около 300 тысяч жизней. Самым страшным эпизодом этой кровавой акции явилось сожжение заживо свыше 700 жителей (в основном женщины, старики и дети) в горном селении «Хайбах». Ну и, наконец, не сломила дух народа, его волю к свободе последняя война, унесшая по примерным данным 150-200 тыс.человек.
Несмотря на все эти трагические страницы истории и удары судьбы народ жив. Казахи говорят: «Мыц елш, мыц т1ршген казак».
То же самое можно сказать о чеченцах. Все вайнахи, в соответствии со своим воспитанием, стремятся по жизни придерживаться морального кодекса горцев, иметь яхь. Сегодня маленьний народ может по-праву гордиться своими героями, легендарными личностями, которые прославили свой народ, отдали жизни за его свободу и независимость. Это были люди, которые свято чтили горский этикет, обычаи предков, интересы соотечественников ставили высше собственных интересов.
Наиболее ярким их представителем был первый имам Кавказа, философ, проповедник Шейх Мансур (Ушурма Шаабаз), который в 18 веке возглавлял народно-освободительное движение на Северном Кавказе. Это был весьма образованный, храбрый и в тоже время справедливый человек. Именно эти качества позволили ему сплотить горцев, поднять мощное восстание против царской армии.
Общеизвестны два любопытных факта Кавказской войны того периода. В одном эпизоде русские солдаты взяли штурмом с.Алды, полностью разграбили его и предали огню. Уходя увезли с собой единственного оставшегося в живых чеченского мальчика. В последствии он станет генерал-майором русской армии Александром Чеченским, героем Отечественной войны. В другом эпизоде в лесу, между Алдами и Сунжой, отряды Шейха Мансура полностью уничтожили карательные отряды полковника Пиери. В числе плененных был и 20-летний адьютант. Шейх Мансур, проявив благородство, даровал ему жизнь и распорядился, чтобы его передали русским. Им оказался будуший полководец, герой Отечественной войны князь Петр Иванович Багратион.
Третий случай произошел в с.Дадаюрт. После ожесточенного сражения в полностью разрушенном ауле русские солдаты нашли единственного уцелевшего чеченского мальчика. Его взял с собой казак Захар Недоносов, уже в Москве. А приемным отцом для него стал генерал русской армии Петр Николаевич Ермолов (не путать с Алексеем Ермоловым). Он дал ему прекрасное воспитание и чеченский мальчик впоследствии стал известным русским художником Петром Захаровым.
До сих пор ходят легенды в народе о знаменитом Байсунгуре Беное-наибе и правой руке имама Шамиля. Это был безумно храбрый, жизнестойкий и отчаянный человек. Только одним своим видом он наводил страх на врага. В боях он потерял ногу, руку и глаз. Но это обстоятельство его не останавливало. Он заставлял привязывать себя ремнями к седлу лошади и, сжимая в единственной руке саблю, сверкая единственным глазом, врезался в самую гущу противника.
О том, что это был беспощадный к врагу, но в тоже время благородный воин, джигит, у которого есть яхь, свидетельствует эпизод, когда имам Шамиль сдавался в плен. Байсунгур до последнего не верил, что имам пойдет на это. Но когда понял, он несколько раз окликнул Шамиля, который медленным шагом шел в направлении русских парламентариев. Имам ни разу не обернулся. Почему? Шамиль хорошо знал, что благородный Байсунгур чтит законы гор и не выстрелит в спину.
Чеченский народ трепетно хранит в памяти и свято чтит имя Киши Кунта-Хаджи — известного философа, богослова и проповедника ислама, жившего в 19 веке. Доброта в ответ на зло, скромность вместо излишеств, чистота помыслов и дел, обращение к Аллаху - вот основные идеи, которые проповедовал Кунта-Хаджи. Народ, оценив чистоту и мудрость, признал его эвлии - святым. В истории есть такой почти никому не известный факт. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой будучи на Кавказе встретился с Кунта-Хаджи. Говорят, их беседа продолжалась около пяти часов. После этого общения Толстой заявил: «Прошу считать меня мусульманином», за что был предан анафеме русской церковью. Данный факт говорит о том, какой феноменальной силой убеждения обладал этот человек.
Ревностными хранителями горского этикета, достойными сынами своего народа были на разных этапах истории знаменитый абрек (чеченский Робин-Гуд) Харачой Зелимхан, первый чеченский дипломат, отважный военачальник славный Бейбулат Таймиев, первый чеченец-генералиссимус турецкий верноподданый Мехмед-Паша, талантливый писатель, публицист, участник нескольких воин Ибрагим-Бек Саракаев, известный политик и общественный деятель середины прошлого века Муслим Гаирбеков и другие.
Одними из главных критериев понятия «яхь» являются мужество, смелость, храбрость, готовность ради других к самопожертвованию. Именно эти качества проявили и десятки тысяч чеченцев, которые вместе с представителями других народов сражались на фронтах Великой Отечественной войны. О них можно смело сказать «яхь ёл кьенти». Мало кто знает, что около 200 чеченцев защищали Брестскую крепость и все до единого погибли, не отступив ни на шаг. Более 30000 вайнахов за мужество и отвагу награждены орденами и медалями, в том числе и шесть Героев Советского Союза. А всего, по архивным данным, к званию Героя Советского Союза за годы войны были представлены свыше 100 человек.
Настоящей легендой, к примеру стал юноша из горного чеченского села Ханпаша Нурадилов. «Он воплотил в себе лучшие черты доблестного чеченского народа, - писали о нем фронтовые газеты: - его геройство и орлиную удаль, его смелость и отвагу, мужество и доблесть». Всего он уничтожил из своего пулемета 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 гитлеровцев. В 23 года он погиб в бою под Сталинградом. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Храбрым бойцом, талантливым командиром проявил себя и «Ях1 ёл кьант» Мовлади Висаитов. Профессиональный военный, он в начале войны служил на границе, вблизи Брестской крепости. В первые же дни был ранен, но остался в строю. За годы войны М.Висаитов прошел боевой путь от Терека до Берлина. Командовал 255-м отдельным чечено-ингушским полком и 28-м гвардейским полком. Отважный командир первым со своим подразделением встретился на Эльбе с союзническими войсками. Как освободитель, прошедший по всей Европе, он награжден не только орденами и медалями СССР, но и Польши, Венгрии, Чехословакии, а также высшим американским орденом Святого Легиона. К званию Героя Советского Союза он был представлен еще в военные годы. Но получил его только в начале 90-х годов, посмертно. Причиной столь вопиющей несправедливости явилась его национальность.
Имена славных сыновей народа можно перечислять и перечислять. Если рассказывать о всех, не хватит и сотен газетных страниц. Но мы знаем, что они были и есть, и не только среди чеченцев. Рафаэль Ниязбек, например, один из самых талантливейших и мужественных казахских поэтов.
Он пишет и говорит правду, называет вещи своими именами. За свою великолепную поэму «Шешендер» - «Ичкерия» он удостоен высшей награды Чеченской Республики - ордена «Къоман сий» («Честь нации»). В последнее десятилетие, в период двух чеченских воин, средства массовой информации, и в особенности российские, очень многое сделали для того, чтобы очернить целый народ, сформировать о нем негативное общественное мнение.
Но сколько не лги, а правда со временем становится всеобщим достоянием. Чеченский народ - это такой же народ, как и все другие, со своей богатой историей, трагическими страницами, героическими личностями, культурой, уникальными обычаями и традициями, которые зиждутся на своеобразном моральном кодексе вайнахов, становым хребтом которого является яхь.
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев... Открыть раздел Контакты
В этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими... Открыть раздел Казахстан
Раздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Вы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....