О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineПереводчик onlineСМИ о насКонтакты

Статьи

 
Древнее оружие ингушей

Храбрые воины, кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало частью национального костюма ингушей.
На сегодняшний день уже вышло немало монографий, посвященных прикладному искусству нашего народа, однако до сих пор нет книги, посвященной такому важному ремеслу, как изготовление оружия.
Изучение оружия интересно с разных точек зрения, и прежде всего истории развития, с конструктивной мысли и технических решений, связанных с развитием военного искусства и вобравших опыт многих поколений народных мастеров.
Уникальные образцы холодного оружия, изготовленные ингушскими мастерами, чудом сохранившиеся среди семейных реликвий и дошедшие до нас, еще не известны любителям старинного оружия и прикладного искусства.
Учитывая взаимосвязь оружейного производства с историей, я счел необходимым и полезным отразить исторические факты прошлого, поведать читателю о некоторых обычаях и традициях ингушского народа.
Опытным воинам края были хорошо известны и весьма искусно использовались все основные образцы бытовавшего с глубокой древности защитного и наступательного оружия, отдельные виды которого постоянно находились во взаимозависимости и взаимовлиянии, в постоянном процессе совершенства.

Народы Северного Кавказа, в том числе и ингуши, славились качеством, разнообразием и изяществом своего оружия. Обычное вооружение средневековых ингушей составляли – кинжал (шалта), сабля (тур), дротик (геми), лук (1адсаькх), стрелы (т1аьск), копье (гебаг1а), праща (ширдольг), лук для метания камней (1ад), боевой топор имел несколько наименований: ж1амаг1а, тасхам, кархам, г1орсхам, меч (довт), двуручный меч (ц1алда), палица (чхьонкар). Как защитное вооружение использовали панцири (г1аг1), кольчуги (цхарал), шлемы (тадж, мисара кий), щиты (г1ал, турс, кхалкхан).
Праща как меткое и дальнобойное оружие применялась часто для метания каменных и керамических ядер на расстояние практически до 300 метров. Она (праща), как боевое оружие, была известна предкам ингушей еще со скифских времен. По крайней мере, известным ученым-кавказоведом и археологом Е. И. Крупновым при раскопках в Сержен-Юртовском поселении было найдено и зафиксировано множество обожженных керамических шаров, служивших для метания из пращи.
Также для метания круглых камней, величиной с голубиное яйцо, служила и другая разновидность лука для метания камней («Iад»). Опытный лучник с хорошим луком мог метнуть каменное ядро на двести метров. Следует отметить, что меткость у Iада высокая, но ниже, чем у лука для метания стрел.
Устройство пращи было довольно простым: берется палка длиной от 60-100 см (чем длиннее палка, тем дальше забрасывается камень). На одном конце палки, отступив на сантиметр от края, делается продольное углубление. В самом конце продолговатого углубления просверливается дыра. В эту дыру пропускается конец мягкого ремешка (длина 12-15 см, ширина 2-2,5 см). Ремешок на обоих концах имеет две продольные прорези. Продетый через дыру конец ремешка отворачивается назад и закрепляется на конце палки. Ко второй прорези привязывается тесьма. Общая длина тесьмы и ремешка чуть меньше длины всей палки. Круглый или овальный плоский камень вкладывается в ямку, обхватывается поверху ремешком, конец тесьмы захватывается большим и указательным пальцами. Палка зажимается в ладони, делается один взмах рукой, отпуская при этом тесьму, и камень летит, совершая вращательное движение. Изготовлялся он из древесины упругого и крепкого дерева, обычно брали кизильник.
В отличие от обычного лука, лук для метания камней изготовлялся несколько иначе. Нижний конец лука для камня несколько заострялся, верхний конец обрезался прямо. На верхнем наружном конце делалось слегка наискось углубление для тетивы. Тетиву в луке для камня, в отличие от обыкновенного лука, натягивали двойную. Самая лучшая тетива изготовлялась из оленьей кожи, вырезанной из спинной части. Тетива толщиной 1-2 миллиметра скручивалась и обильно смазывалась воском. Прежде чем натянуть тетиву на лучину, изготовлялся ремешок, в который вкладывался камень. Размеры ремешка варьировались от 12 до 13 сантиметров. Кромки ремешка огибались и прошивались так, чтобы с обоих концов оставались трубчатые отверстия, чтобы пропустить тетиву. Смотря по длине лука, ремешок, с расчетом, чтобы он был посередине тетивы, подтягивался вверх. Камень вкладывали в ремешок (как в детской рогатке) и с натяжением метали. Величина метаемого камня была размером от грецкого ореха до голубиного яйца.
Другим древнейшим видом обычного вооружения служили различные виды защитного вооружения ингушей. Ими являлись разнообразные щиты (г1ал, турс, кхалкхан). Отражение рубяще-режущих ударов у ингушей производилось главным образом щитами. Вероятно, они еще могли противостоять несовершенным образцам фитильного и кремневого оружия. В походе щит обычно носился на длинном кожаном ремне через плечо воина.
Описывая вооружение ингушей, известный западноевропейский ученый, путешественник и исследователь Кавказа начала XIX века Г. Юлиус фон Клапрот отмечал: «Их одежда похожа на одежду других кавказцев, но их одежда и оружие изысканнее (выделено мною – М.Тамбиев). Из всех своих соседей только они одни продолжают использовать щит в своем вооружении. Этот щит из дерева перетянут кожей и обит овальными железными лентами. Их короткая узловатая пика служит не только для обороны, но также и в качестве рогатины, когда она острием воткнута в землю, кладут на нее ружье, чтобы вернее целиться. Они фехтуют больше на лошадях, но в горах пешими и, само собой, разумеется, мастерски пользуются своим щитом».1
На протяжении многих столетий ингушам в качестве оборонительного оружия, надежно предохранявшего от ударов наступательного оружия, служил защитный доспех, боевые наголовья, щиты, налокотники и боевые перчатки.
Тело горских воинов обычно защищали, в начале кожаные, а затем более эффективные металлические доспехи: кольчуги и кольчатые панцири, имевшие вид рубашки с прямыми рукавами.2 Различие между кольчугой и панцирем была в системе изготовления металлических колец и способе их крепления, а также в форме колец. Разница наблюдалась также и по количеству колец (в кольчуге их не менее 20 тысяч, а в панцире до 60 тысяч и более) и тем не менее, в общем весе, панцири обычно легче кольчуг. В доспехах кольца имели свое распределение: наиболее массивные из них расположены обычно на груди и плечах, а менее массивные на подоле, рукавах и воротнике. Распределение колец преследовало определенные цели: во-первых, сделать его более легким и удобным, во-вторых, наиболее прочным в уязвимых местах. Поэтому в более уязвимых местах оружейник усиливал плетение доспеха более массивными кольцами, в менее же уязвимых доспех облегчался мелкими кольцами.3
Порой воин использовал одновременно обе доспехи, надетые друг на друга, имевшие не столь большой вес и одинаково удобные как конным, так и пешим воинам. Доспехи эти ценились весьма высоко. Так, за приобретение одной кольчуги, в зависимости от ее качества, цена доходила от 10 до 200 быков, в основном носили их знатные состоятельные воины.4
В связи с этим представляет большой интерес свидетельство исследователя Кавказа Г. Ю. фон Клапрота, наглядно характеризующее прочность местных доспехов. Он сообщает: «Их кольчуги большей частью очень ценны; среди них есть очень хорошо сделанные. Чтобы их испробовать, их кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь телок после этого слегка пошатывается. Под кольчугой они носят на войне еще одежду на вате, от которой пули отскакивают еще лучше».
Изготовление клинков наступательного холодного оружия было делом кропотливым, сложным и требовало от мастера большого опыта и значительных навыков. Процесс изготовления шашек и кинжалов состоял из нескольких последовательных операций: 1) изготовление самого клинка (клинок изготовлял лично сам мастер от начала и до конца), 2) изготовление ножен из дерева, 3) рукояти из кости или рога и т.д. Последним приделывался наконечник и при желании заказчика оружие украшалось орнаментом, различными рисунками или надписями.
Самой сложной была первая операция. Мастеру помогали два помощника, один из которых (молотобоец) должен был быть «сильным как буйвол, резким как тигр и с сильными легкими ногами, как у лошади». Сила ударов по молоту, как и частота ударов, определялась мастером в зависимости от качества будущего клинка.5
Настоящий клинок делался долго и трудно. Обычное железо обычно калили на буковых углях и делали из нее полоску, которую вытягивали в проволоку, затем клали в сырое темное место и помещали в серный раствор, или же (из-за отсутствия поблизости серных источников) помещалась в состав, изготовлявшийся с использованием соли, чеснока, серы, помета водоплавающих птиц и других компонентов для ускорения процесса коррозии. Через определенное время полосу помещали в горн и накаливали. Методом ковки ее постепенно вытягивали, сворачивали в спираль, многократно складывали, вновь превращали в проволоку. Затем ее опять помещали в прежний состав.6 Это делалось для того, чтобы железо очистилось от ржавчины. Так повторялось несколько раз, и чем больше проделывались подобные операции, тем ценнее считался клинок. Некоторые клинки готовились десяток лет.
Закалку клинка производили не сразу всего клинка, а постепенно, при помощи разнообразных средств, воды, соли и различных жиров, предпочитали медвежий или волчий жир. Наибольшей закалке подвергалось лезвие до ребра, бровки, желобов и т.д. Таким образом образовывались ребра натяжения, которые делали клинок гибким и более качественным.7
Бывали случаи, когда мастер передавал своему ученику готовые полосы для закрепления самому на практике полученных многолетних навыков.
После придания клинку нужной формы по длине и ширине приступали к окончательной его отделке.
Окончательной обработке клинок подвергали на точильном камне.
Ценные клинки украшались золотом, насечками, рисунками и надписями из Корана. Подобным надписям придавалось особенное значение, и оружие с такими надписями ценилось очень дорого. Лучшее оружие переходило из поколения в поколение.
Славилась та шашка, которая, несмотря на сгибание, быстро выпрямляется. Были шашки, которыми можно было опоясаться без всякого риска переломить ее или же свободно сворачивали и размешали в домашнем сите для просеивания муки. (Подобную гибкость имели только шашки типа «волчок»).
Само слово шашка происходит от греческого слова сашхо – «длинный нож». Шашка имела слабо изогнутый клинок, защита для руки (эфес) отсутствовала, рукоять утопала в ножны по самую головку. Носилась она лезвием верх на плечевой или поясной портупее.
Шашка быстро завоевала большую популярность. Отсутствие крестовины, небольшая изогнутость, легкость создают удобства и значительное преимущество. Воин, выхватывающий саблю из ножен, рисковал зацепить крестовиной одежду или ремни. Однако этот риск с шашкой полностью исключался, без всяких помех ее одинаково удобно было обнажать как пешему, так и конному всаднику.
Кавказская шашка впоследствии завоевала большое признание. Она послужила образцом для шашки, принятой в 1840-х гг. на вооружение донскими казаками, а в 1881 г. большей частью русской кавалерии.
Также на Кавказе славились знаменитые и редкие шашки марки «Гурда». Приобрести шашку «Гурда» было мечтой всякого ценителя холодного оружия, посещавшего Кавказ. Как лучшая шашка «Гурда» вызывала у всех восхищение. Это, в свою очередь, способствовало к появлению подделок, образцы которых дошли и до наших дней.8 На клинках марки «Гурда» кавказскими мастерами ставилось клеймо «челюсти», которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э.Ленца, позаимствована у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи, имевших почетную известность.9
Своими достоинствами «Гурда» приводила всех в изумление. Доспехи для нее не были преградой. В народных преданиях говорится, что «Гурда, словно меч Салладина, рассекала подушку, поднесенную к лезвию клинка, ее клинок рубил все другие клинки. Слава о ней уходила далеко за пределами Кавказа».
Ручка шашки всегда была гладкая с расширением на конце, а ручка кинжала имела еще металлическое возвышение, удерживающее руку во время действия. Нередко были случаи, когда во время схватки кинжал вырывали из рук противника, схватывая его с боку за край до половины и быстро с большой силой, наклоняя вниз. Конечно, для такого приема требовалась большая сила.
«Во время борьбы горская конница, после залпа, бешено устремлялась на противника и каждый воин, держа обнаженную шашку в правой руке и в левой – повод лошади, стискивал кинжал зубами за рукоятку. Очевидцы говорили, что такой налет сопровождался еще и гиканьем, был ужасен и бывали случаи, что молодые войска бежали при подобном наступлении.»10
Встречаются на Кавказе также клинки с различными изображениями и латинскими надписями. Такие клинки, по свидетельству В.А. Потте, могли быть добыты горцами из могил венецианских и генуэзских воинов, погребенных в Колхиде, а затем переделаны. Однако основная часть оружия у горцев была местного производства.
Кинжал является древним оружием у ингушей. Это подтверждается многочисленными археологическими раскопками. До конца XIX века кинжалы у ингушей отличались чаще всего большими размерами. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), а длина – до 60-70 см. Долы на ранних кинжалах отсутствовали или же имелись только по одной. Эти кинжалы были похожи на мечи римских легионеров и гладиаторов, но с более удлиненным острием.
К концу Кавказской войны стали появляться более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного и более долов. Кинжалы с очень тонким и удлиненным острием назывались противокольчужными и широко использовались в сражениях.
Каждый горец с 14-15 лет имел кинжал, его отделка и качество характеризовали владельца. Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Некоторые шашки, такие как «Гурда», «Волчок» и кинжалы лучших мастеров стоили очень дорого. Их цена равнялась стоимости лучшего скакуна, дома или отары овец.
Временем распространения огнестрельного оружия на Кавказе считается XVI, начало XVII в., когда развивались торговые отношения с Турцией и Крымом. Доказательством появления огнестрельного оружия в этот период служит и особенность архитектуры боевых башен, датируемых серединой XVI в., наличием большого количества бойниц. Есть и другие свидетельства.
«В 1604 г. на русских послов по пути через горы, недалеко от входа в Дарьяльское ущелье, с севера «в ночи» напали «горские люди с вогненным боем,.. на стороже их подстерегли и с ними бились, и с пищалей стреляли и от станов наших отбили и многих переранили. А сонские люди (грузины) сказывали, что те люди приходили из гор Калканцы». Значит, начале XVII в. у «горских людей», «калканцев», т. е. горных ингушей, на вооружении уже было огнестрельное оружие».11
Ружья и пистолеты ингуши делали сами, но также славились турецкие и крымские ружья. У кавказской винтовки были свои достоинства и недостатки: прежде всего она была очень легка, горцы раньше чем русские усовершенствовали свое пехотное ружье, делали на своих ружьях нарезы и тем сделали ее более дальнобойнее, в устройстве прицела она далеко превосходила русское солдатское ружье, до введения штуцеров.
Недостаток же горского оружия был в способе заряжения, при котором порох насыпался на полку с боку ружья и воспламенялся ударом кремня об поднятую стальную пластинку. В мокрую погоду порох отсыревал, и бывали осечки. Но горцы впоследствии приспособили свой курок к пистону и винтовка получила еще большее преимущество. В то время, как солдатское пехотное оружие имело тяжелый приклад, окованный железом, у горской винтовки был узкий и легкий приклад с костяным наконечником. Солдатское ружье, имея штык, было приспособлено для рукопашного боя, а горская винтовка была годна только для стрельбы.12
Кремни для ружей привозились из Константинополя, но обычно их называли крымскими.
В склепах нередко находят свинцовые пули в кожаных мешочках, в кисетах, которые прикреплены к поясам умерших. Диаметр этих пуль 10-13 мм. и рана от нее не была опасной. Со временем пули изменялись, делая в ней нарезы, и стали употреблять пули с ремешком. Это увеличивало рану, а ремешок загрязнял ее.
Ружье и пистолет заряжали одинаково, высыпанный в дуло ружья или пистолета порох прикрывался пыжом, затем вкладывалась пуля и снова пыж. Пыж забивался в ружье плотно, иначе выстрел не будет иметь силу, а пуля – дальности полета. Пыж забивался шомполом, который носился в специальном канале под стволом ружья.
Ингуши были хорошими стрелками, и старались, чтобы каждый выстрел попадал в цель, так как порох и свинец стоили дорого.
Свинец для пуль частично добывали на месте. В 1629 г. терский конный стрелец Девятка Савельев сообщал, что он «покупывал» в «калканах» (т.е. у ингушей) свинец.13 Но местного свинца не хватало, иногда армянские купцы секретно возили свинец и продавали за весьма высокую цену. Иногда вместо пуль использовали камни или деревянные пули, облитые свинцом. Свинцовые пули использовались ингушами в различных обрядах в качестве жертвоприношения в местные святилища.
Инструментами для ухода за ружьем служила отвертка, сальница (коробка с жиром), привешивалась к поясу также пластинка для отливки пуль.
Значительное внимание уделялось мужским поясам, так как пояс являлся обязательным атрибутом национальной одежды ингуша. Только старики и маленькие дети могли ходить без пояса. Носить пояс у ингушей юноша начинал уже с 15 лет, а распоясывался только к глубокой старости. Тогда, когда на него не распространялся закон кровной мести. Он изготовлялся из прочной и очень качественной кожи, так как кинжал и пистолет висели именно на нем.
Пояс украшался серебром. По бокам пояса свисают несколько кожаных лент длиной от 15-20 см. с серебряными пластинами, на которых прикреплялись коробочки, в которых хранились масло, кремни, пыжи и т.д.
Для хранения пороха пользовались пороховницами (г1ап). Они имели форму рога и имели специальное приспособление для отмеривания дозы пороха. Пороховница опрокидывалась, порох отсыпался в мерку, а затем отверстие закрывалось костяной специальной пластинкой, задвигавшей пороховницу. «В башенном поселке Эгикал была найдена деревянная пороховница в форме рога, обтянутая тканью черного цвета, отделанная костью. К ней была прикреплена мерка для пороха.»14

Также для хранения пороха использовались газыри. Их делали из деревянных или камышовых трубочек и имели головки (колпачки), которые делались из кости, золота, серебра, железа и украшались золотой или серебряной инкрустацией или гравировкой. Для их хранения на черкеску нашивались специальные кармашки. Они были удобно расположены и были под рукой, что давало преимущество во время перезарядки. В них хранилось пороха на 1-2 заряда, но со временем они утратили свое первоначальное назначение и превратились в предмет украшения.

1 Ю. Клапрот. «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 и 1808 годах по поручению Императорской Академии наук Санкт-Петербурга, содержащее полное описание Кавказских стран и ее жителей». Т. 2, Галле-Берлин, 1814.
2 Д. Ю. Чахкиев. Оружие вайнахов. // Сабли рая (Горское оружие в Кавказкой войне). Грозный, 1992. С.16.
3 Он же.Там же.С 16.
4 Там же.
5 С-М. А. Хасиев. Из истории развития кустарных промыслов чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом. (Обработка металла и камня) // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С 20.
6 И. Асхабов. Чеченское оружие. М.,2001. С 142
7 С-М. А. Хасиев. Там же С 21.
8 И. Асхабов. Чеченское оружие. С 64. М., 2001.
9 Он же. Там же.
10 Г.Н. Прозрителев. Кавказское оружие. Сабли рая. (Горское оружие в Кавказкой войне). Грозный. 1992. С 22
11 Е.Н. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI-XVII вв. М. 1963. С 65-66.
12 Г.Н. Прозрителев. Сабли рая. (Кавказское оружие). Грозный. 1992. С 23.
13 Е.Н. Кушева. Там же. С 75.
14 Д. Ю. Чахкиев. Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный, 1989. С. 71.

М. Тамбиев,
специалист Государственной архивной службы РИ

http://ghalghay.com


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Статьи

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Радио "Путь" им.А-Х. Кадырова:
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online
Председатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жди меняВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жди меня
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online