О насМухаммад (с.а.в.)Мекка onlineГрозный onlineЛунный календарьСМИ о насКонтакты
Журнал для женщин
Обратная связь

Час творчества

 

Вы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями...

Пишите и присылайте на наш адрес.

Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте.

Любое использование материалов сайта разрешено только при наличии активной гиперссылки на ресурс. Ответственность за содержание публикуемых материалов несут их авторы, и ни в коем случае не Администрация сайта. Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов статей, комментариев, сообщений.

 
Седые звезды над Кавказом. Отрывок.

Глава 1.
Я молюсь за тебя.

- Баба, я обязательно вернусь за тобой. Мы  уедем на Кавказ. Навсегда. Туда, где нас ждет земля предков. Туда, где седые звезды ласкают ночной небосвод над священной страной башен. А ты молись за нее, - обнимая бабушку, говорил Хайдар.
- Аллах,  храни его,- шептала Сата, раскачиваясь в кресле-качалке.
По  изможденному морщинистому лицу  старушки текли   слезы. Соль выела блеск красивых зеленых глаз. Только одна доброта осталась в них.
Женщина теребила мокрый носовой платок  и бесцветными сухими губами продолжала что-то шептать, сердцем чувствуя,  что больше не увидит внука.
Девяностолетняя старушка  давно готова принять от Аллаха смерть. Но что-то удерживает ее на этой земле.
Сколько ее предков покинуло сей мир, так и не вернувшись на родную землю, которая почти полтора века  оплакивает их уход!
- Я отвезу тебя в Амман. Поживешь немного в семье  моего друга. А мы с ним вскоре вернемся за вами. Я обещаю тебе, что ты еще услышишь голоса своих правнуков.
Обещаю вернуться, родная моя,- ласково говорил  ее единственный внук.
- Я молюсь за тебя,- продолжала шептать старушка.

                                                  ***
          Родилась Сата в декабре  1902 года  в Зарке - "синем городе",  в двадцати километрах  к северо-востоку от столицы Иордании.

          Столицу Иорданского Хашимитского государства Амман  называют «белым городом». Он известен своей  необычайной белизной- результат использования в строительстве известняка. Город напоминает собой архитектурный музей под открытым небом. Он живописно расположился на семи холмах, а сейчас их не  менее пятнадцати. Здесь  трудно найти два одинаковых здания.
Страна лежит в самом центре Святой Земли. Святой ее считают  представители трех конфессий- христиане, мусульмане и иудеи. Иордания- уникальная страна восточной культуры, дивной красоты и поразительных контрастов, которая может похвастаться своим  близким родством к великим историческим эпохам цивилизации. Эта древняя земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах.
Иордания- мост между Востоком и Западом, пустыней и морем.
Эз-Закра- промышленный центр Иордании, основан первыми чеченскими поселенцами в тот год, когда Сата родилась.
Со временем неподалеку от него возникли  поселения  Аль-Азрак, Сувейлех, Ас—Сухна.
Зарка  же считается духовным центром чеченцев.
Всех выходцев с Кавказа здесь называют черкесами.
В стране  компактно проживает около десяти тысяч чеченцев, которые живут, не смешиваясь с коренными жителями. Они представляют тридцать три родовые группы и являются в основном выходцами из Ножай - Юртовского района Нохчичоь и современного Хасавюртовского района Дагестана.

Ее родители - Болт и Човка  были одними из первых основателей города, в котором сейчас насчитывается более 700 тысяч человек.
  Сата пережила мужа и  двоих сыновей.
От старшего сына наследников не осталось.  Казбек был бездетным. Увайс умер шесть лет тому назад, за год до смерти своей жены.
Хайдару уже тридцать пять лет. Но он до сих пор не обрадовал бабушку правнуками.

       С раннего детства слышал Хайдар о далекой сказочной стране с милым названием Даймохк, Нохчийчоь.
Тихим приглушенным голосом бабушка Сата рассказывала волшебные легенды и былины о  стране отцов.
Она тщательно хранила в своей памяти все сказания о древней земле вайнахов, о стране башен и  родников, горных туров и орлов, чинаров и мушмулы, горянок и джигитов.
Бабушка Сата часто доставала льняной мешочек с землей и тремя кремневыми камнями.
В углу ее комнаты стоял  старый дубовый сундук и низкий трехножный столик, привезенный ее дедом из далекой страны вайнахов.
На дне сундука лежал изношенный старый желтый бешмет и сафьяновые ноговицы ее покойного отца. На бешмет были пришиты газыри из слоновой кости. А сафьяновые ноговицы были оторочены серебряными нитями.
От матери ей остался  кусок исхара- ткани из шерсти ягнят. И серебряный нагрудник, украшенный бирюзой.
Аллах дал ей долгую жизнь, но она так и не успела побывать на земле своих предков.
Ее родители  были привезены  сюда переселенцами с Кавказа во второй половине девятнадцатого века.
Ее отец-Болт вырос без матери. Он ее и не помнил.
А мать - Човка осталась живой благодаря армянскому купцу, который спас ее от голодной смерти.

Элмарз, отец Болта удачно добрался до Османской Империи, в то время, как родители Човки застряли в горах Арарата. Они пережили болезни и голод. Трое старших детей Бугара и Кокхи умерли от переохлаждения и недоедания.
Бугар вынужден был искать хлеб в набегах на армянские села, в то время, когда  Кокха ждала его с тремя малолетними детьми в лагере беженцев на границе с Османской империей.

  Сата прикрыла глаза  и погрузилась в воспоминания.
Вечерами соседи собирались у костра, который зажигал дедушка Бугар - отец Човки.
Языки пламени освещали его мускулистое лицо. Маленькие черные глаза щурились. Дед гладил свои длинные черные с проседью усы и начинал очередной рассказ о далекой Родине, которая ждет возвращения своих детей.
Казалось, что даже звезды замирали над ночной Заркой, слушая истории, идущие из глубины сердца рассказчиков.
Слушая эти исповеди, Сате казалось, что это она в образе   красивой косули, которая передвигается в  буковых лесах. Потом она превращается в певучую иволгу или ухающую сову. Иногда она стелется зеленым ковром, усыпанным фиалками и ромашками.
То взлетает орлицей и долго кружит над седыми вершинами гор.
А может превратиться в холодный горный родник и напоить водой  уставшего путника.
Но чаще всего ей хотелось превратиться в звезду и увидеть  далекую сказочную страну, которую ее дед вынужден был покинуть, поддавшись соблазну и обману царских властей, что его ждет красивая жизнь в Османской империи.
Он, как и все его соотечественники, искренне верил, что вернется домой.
С 18 мая 1865 года кавказцы жили надеждой и верой  вернуться на Родину.

Глава 2.
 Дади-Юрт.


Бугар был родом из известного  селения Дади-Юрт.

Оно располагалось на  правом берегу  буйного Терека.
Но за девятнадцать лет до  рождения  Бугара это одно из красивейших селений в двести дворов было стерто с лица земли царским наместником на Кавказе генералом Ермоловым.
По счастливой случайности его будущий отец, семилетний Бахадар оказался в селении Исти-Су у своей рано овдовевшей тети, которой он помогал ухаживать за малолетними братьями.

Дома в Дади - Юрте у Бахадара остались родители, два брата: одиннадцати и девяти лет и   трехлетняя сестра Кулсум, которые погибли от рук озверевших карателей в середине сентября  1819 года.


Утопающий в зелени садов,  знаменитый аул славился скромностью  и красотой женщин, храбростью и трудолюбием мужчин.
После той жестокой бойни в живых осталось  четырнадцать тяжелораненых мужчин и сто сорок женщин и детей, сорок шесть  из которых бросились в воды Терека, унося с собой русских солдат.
В целях очистки прилегающей к Тереку местности и наведения ужаса на местное население Ермолов решил выбрать в качестве жертвы это Надтеречное селение, объявив его разбойничьим гнездом и притоном для всех окрестных абреков.


Бугар рассказывал о тех событиях, словно, он был свидетелем.
Маленькая Сата запомнила даже имя атамана Сысоева, который возглавлял карательную операцию. Она знала, что каждый чеченский двор, окруженный высоким каменным забором,  представлял собой укрепление. Вначале они расстреливались из пушек, а потом брались штурмом.
В некоторых домах мужчины собственноручно закалывали своих жен и дочерей, чтобы они не достались карателям.
Мужчины бросались в бой на штыки с кинжалами в руках.
Многие женщины сами кидались в огонь горящих саклей и заживо сгорали.


Родился Бугар в селении Исти-Су в семье  двадцатишестилетнего Бахадара и двадцатилетней черноокой красавицы Айбики, которые чудом остались живы во время  событий 1819 года.
С высот  Качкалыковского хребта чеченцы обнаружили, что к аулу Исти-су приближаются шесть батальонов русской пехоты. А с ними тринадцать пушек.
Предусмотрительно укрыв свои семьи в горах, чеченцы не стали до последней капли отстаивать свои сакли.  Этот аул был взят буквально за полчаса. Один из батальонов  Апшеронского пехотного полка без пушечных выстрелов штыковым ударом взял укрепления. Только небольшая группа религиозных фанатов отвергла предложение о сдаче и была поголовно переколота в штыковом бою. Остальные защитники  аула рассеялись по лесам. Среди них был и отец Айбики.

Внук часто просил бабушку рассказать о тех  страшных днях в истории своих предков.

Проезжая по  знаменитой Королевской дороге, протянувшейся по всей стране от Аммана до Акабы, Хайдар неоднократно посещал замки рыцарских времен Карак и Шобак.
Минуя узкое ущелье Вади Муджиб, чьи отвесные скалы обрываются в бездну глубиной 1000 метров, Хайдар мысленно сравнивал эту местность  с пропастями Кавказа, о которых он слышал от бабушки.
На выходе из ущелья стоит легендарный замок крестоносцев, представляющий собой  лабиринт каменных залов и бесконечных коридоров. За массивной дверью укрыто подземелье, которое хранит немало мрачных сцен истории. Властители замка Карак были вероломны и жестоки. От когда-то страшных и славных деяний крестоносцев остались лишь руины и легенды.
Еще одним печальным напоминанием былой славы крестоносцев высится над пустыней другой замок - Шобак, который когда-то носил гордое имя «Монреаль».На склонах горы, чуть ниже замка раскинулись благоухающие фруктовые сады.
Мудрый и благородный воитель и вождь Саладин овладел этими крепостями, разбив крестоносцев. На стенах Шобака красуются надписи с именами его горделивых властителей. Огромные полуразрушенные ворота,  и тройная каменная стена, которая окружала замок,  впечатляет путников по сей день.
Праведник Салах ад-Дин- мусульманский лидер XII века -талантливый полководец, султан Египта и Сирии, родившийся  в курдской семье на реке Тигр в Тикрите  за свою недолгую жизнь  совершил  много подвигов. Разносторонне образованный, имеющий военное и теологическое образование Саладин оживил  экономику, провел реформу армии и всячески избегал любых конфликтов, следуя советам своего отца.
Он разбил тамплиеров. Жителям Палестины, Акры и Иерусалима были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу. Он гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.
Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина. Они отзывались друг о друге исключительно восторженно. Предоставляли различные льготы подданным друг друга, а  виделись только один раз, во время перемирия.
И если бы не желтая лихорадка, которая проявилась сильной головной болью, болью в мышцах спины и конечностей, тошнотой и рвотой, высокой температурой, покраснением лица, одутловатость и отечностью век, от которой он умер через  несколько дней  в возрасте 55 лет, мы не знаем сколько еще добрых дел успел бы Салах ад-Дин совершить.

А вот с  именем Ермолова у Хайдара, как и у всех "черкесов", связаны   только проклятия  народов, населявших Северный Кавказ.

Жестокое отношение генерала Ермолова к чеченским селам повлекло за собой взрыв ярости и ненависти к российским войскам на всем Северном Кавказе. В памяти народов он так и остался варваром.
Все это не способствовало установлению добрососедских отношений между воинственными горцами Северного Кавказа и новыми наместниками.<!--#include virtual="/cgi-bin/includes.pl?type=text_footer&topic=04&author=itsmeolord" -->

Глава 3.
 Между прошлым и будущим.


-Пусть Аллах дарует вам здоровье добраться до земли предков.
Я жила мечтой посетить Каабу и Нохчийчоь. Волею Всевышнего я трижды совершила хадж. Но мне так и не суждено было почувствовать вкус родной земли. Счастливой вам дороги. Передайте всем нохчи, что мы жили надеждой умереть на своей земле. Засыпая, мечтали во сне увидеть свой край родной. Просыпаясь, мечтали услышать пение птиц, прилетевших из далекой Родины. Набрав кружку воды, жаждали напиться родниковой воды. Мы сохранили себя, как этнос. Мы передали вам язык, традиции и обычаи, учили вас любить Родину. Мы благодарны этой древней земле, которая нас приютила. Но чужбина не стала для нас Родиной. Передайте землякам, чтобы они никогда не покидали Даймохк. Чтобы они берегли нашу землю. Души наших родителей, детей и близких, всех, кто покинул Родину в середине прошлого века,  возвращаются туда, хотя их кости здесь.
И у меня одна просьба к вам. Если я умру раньше, чем вы вернетесь, похороните меня рядом с моими родителями. А землю, которую я храню в кисете, отвезите в Нохчийчоь и высыпьте на кладбище наших предков. И если у вас есть малейшая возможность- возвращайтесь туда. Нет ничего страшнее ностальгии. Страна отцов - земля наших предков даст вам силы. А наши души будут навещать вас, мои родные,- тихим голосом говорила бабушка Сата.
    Она вновь и вновь примеряла на себе  образы  далекой Родины.
Ей хотелось тучей долететь до нее и напоить родную землю дождем. Или превратиться в небесный лук- радугу и соединить два берега своей жизни: Иорданию и Нохчийчоь.
Если бы она могла превратиться в песчинку и подхваченной ветром вернуться туда, где никогда не была, чтобы лечь в придорожную пыль!
Если бы она могла стать звуком журчащей воды, падающей с высоты!
Если бы она могла превратиться в снежинку и упасть на папаху гор!
Ах, если бы...
   С годами потух ее взор, оскудели силы, но не остыла любовь к Родине.
Судьба не была к ней жестока.
Она познала цену любви. Шамиль был хорошим мужем для нее и заботливым отцом для своих детей.
Она встретила его в двадцатилетнем возрасте.
Шамиль жил в Дамаске, обучаясь инженерному делу. Через два года они поженились и остались жить в Аммане.
С годами Аллах наградил их за терпение сыновьями.
Умер Шамиль в возрасте восьмидесяти семи лет во сне.
Он, как и все его соотечественники, мечтал увидеть отчий край.
В наследство своим детям мечтал оставить свое доброе имя.
Умел ценить друзей.
Прощать и быть снисходительным.
Уважать старших и любить близких.
Уступать дорогу и терпеть нужду.
Строить свои отношения с людьми, ни в коем случае не показывая свое превосходство, даже будучи в привилегированном положении.
Быть гостеприимным и оставаться внутренне свободным всегда.

Кодекс чести был основным законом его жизни. Он передал  его своим сыновьям.
Но рана любви к далекой стране предков так и не зажила в его сердце.
Тоска по Родине, любовь к земле предков была передана ему родителями.

Трагедия кавказцев была в том, что с годами им не становилась милей Святая Земля.
Чем старше они становились, тем больше они осознавали, что души их  все также юны и молоды и полны желания вернуться на Кавказ.
Как и все переселенцы, наши герои жили надеждой.

Страшная сила ностальгии не дает людям почувствовать сегодня, настоящее.
Человек, покинувший Родину по той или иной причине,  находится между прошлым и будущим.
Прошлое он записывает в память, боясь забыть даже мелочь.
Будущего он боится, потому что его невозможно избежать.
А о сегодняшнем дне не думает, потому что не может позволить себе роскоши не торопить время возвращения на родную землю.
А что такое время?
Кто им распоряжается?
Почему мы обращаемся к прошлому, чтобы понять настоящее? Может ли время намекнуть нам о будущем? Почему час увлекает за собой день? Почему летит оно неудержимо? Почему с каждым мигом, приближаясь к смерти, мы не думаем о том, что наше время убегает от нас?
Без прошлого нет настоящего, а настоящее- это миг между прошлым и будущим.
И сколько мигов надо пройти, чтобы не забыть прошлое своих отцов и передать о них своим будущим потомкам?
А как надо хранить прошлое своих предков, чтобы оно осталось бессмертным для будущих потомков?

Дедушка Шамиль часто сажал к себе на колени внука и учил премудростям жизни.
Он учил его терпению и благоразумию, любви к отчему дому.
  Хайдар помнил, как дед часто возил его в Петру- волшебный  розово-красный город, который словно вылупился из огромной скалы. Из каменной плоти горы высечены все городские здания. Петра- крупнейший самоцвет в короне Иордании, прославившая это ближневосточное государство на весь мир.
Но история набатеев, арабского племени, населявшего южную Иорданию 2000лет назад, и оставившая в наследство Петру, не так интересовала Хайдара, как история его предков.

- Дада, расскажи мне о Кавказской войне,- вновь и вновь просил внук.
  Каждая жила в старческом теле напрягалась, когда Шамиль начинал говорить о судьбе кавказских народов- изгоев, которые вынуждены были покинуть свои благодатные земли в угоду завоевателям.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Час творчества

Слушать online
НТРК "Ингушетия"
Местное время
Общение на сайте
Online
Поиск по сайту
КонтактыПредседатель областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах», член областной Ассамблеи народа Казахстана- Увайс ХаважИевич Джанаев...
Открыть раздел Контакты
Жду тебяВ этой рубрике вы можете разместить заявку о человеке которого вы ищете в городах Алматы, Астана, Актау, Атырау, Караганда, Кокчетав, Павлодар, Экибастуз или просто в общую рубрику....
Открыть раздел Жду тебя
КазахстанРеспублика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, утверждающее себя светским, демократическим, правовым и социальным государством, высшими...
Открыть раздел Казахстан
ДепортацияРаздел приурочен к 31 Мая, Дню памяти жертв политических репрессий сыновей и дочерей вайнахского народа, судьба которых так или иначе связала с Казахстаном....
Открыть раздел Депортация
Час творчестваВы пробуете писать... Вам есть что рассказать... Вы хотите поделиться своими мыслями... Пишите и присылайте на наш адрес. Материалы, прошедшие модерацию, будут опубликованы на сайте....

Открыть раздел Час творчества
Оставьте запись в нашей гостевой книге - мы будем искренне рады!...

Открыть раздел Гостевая книга
ОО ЧИЭКО "Вайнах" выражает благодарность администрации сайта www.e-chechnya.ru за предоставленную программу....
Открыть раздел Переводчик online