Автор Зинаида Стасова
Любая одежда отражает стиль эпохи, ее быт и нравы, этническую принадлежность людей, настроение человека. Как сама одежда, так и ее названия - это исторические источники изучения культуры народа и его языка, отражающие взаимоотношения и взаимовлияния народов, их обычаи и обряды, то есть возрастные и социальные различия, особенности ритуальной одежды. Как в колорите одежды, так и в ее покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивке, находят свое отражение художественный вкус вайнахов, их эстетические потребности.
О том, как одевались раньше вайнахские женщины, рассказывает Бирлант Абдулвахабова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История народов Чечни» ЧГУ.
- Бирлант Борз-Алиевна, каковы особенности вайнахской одежды?
- Традиционная женская одежда является очень интересной и многогранной стороной материальной культуры чеченского народа. Нам, как исследователям, удалось, начиная с 16 века, изучить традиционную одежду чеченцев не по картинкам или рисункам, а по подлинным материалам из склепов. До сего дня в силу климатических условий и естественной мумификации одежда, в которой хоронили умерших, сохранилась, и по материалам раскопок сегодня можно воссоздать образец одежды, в которую одевались женщины и мужчины, дети и старики. К сожалению, многие образцы сегодня потеряны.
Женщины одевались очень скромно - в соответствии с традициями и обычаями, что гармонировало с окружающим миром, географической средой, климатом. Одежду изготавливали из местного сырья, так как основным занятием вайнахов было тогда скотоводство и земледелие. Использовались шерстяные ткани и ткани из технических культур. А с 16 века чеченцы стали разводить шелковичных червей и изготавливать шелковые ткани. Но были и привозные ткани, которые в основном шли на изготовление праздничной и свадебной одежды. Судя по материалам склепов, эта одежда встречалась только в богатых погребениях. В основном это были среднеазиатские ткани, встречались образцы персидских тканей, византийские шелка. Очень интересно женское праздничное одеяние, которое носили девушки и молодые женщины. Сегодня в нашем понимании основная традиционная одежда - это г1абли. Конечно, в тот период г1абли сильно отличались от современных. Это был комплект праздничного одеяния, который состоял из нижней нательной рубахи и верхнего распашного одеяния, которое называлось пулшу. Шили его в виде полукафтана из ворсистого зеленого или малинового бархата, который привозили из Бухары, Самарканда. Широко были распространены украшения к праздничной одежде, их надевали на голову, шею, руки. Во время экспедиции по горной Чечне были обнаружены крупные позолоченные и серебряные серьги. Исследования показали, что они одновременно вдевались в мочку ушей. Возможно, это было связано с религиозными воззрениями: мусульманство тогда только проникало в Чечню, и здесь, видимо, имел место отпечаток какого-то язычества, пока неясно до конца ношение серег в таком количестве. Вместе с г1абли носили нагрудники и пояса, которые дошли до сегодняшних дней. По материалам, дошедшим до нас из раннего средневековья, они нашивались на открытую часть нижней рубахи, а в 17-18 веках появились отдельные нагрудники. Стойка-воротник и серебряный пояс украшали праздничное платье, которое шилось из красного или зеленого бархата. Их носили в богатых семьях даже в домашних условиях вплоть до 30-х годов. Предпочтение отдавалось однотонным тканям, но были и платья, сшитые из тонких прозрачных тканей, которые привозились из Индии. До нас дошли лишь фрагменты этих тканей.
Праздничная одежда была приталена и можно было ходить без пояса в отличие от кабардинских женщин, у которых это считалось неприличным. Теплая одежда называлась бешмет. Она утеплялась ватой или шерстью. В состоятельных семьях бешмет шили из шелковых тканей, в других - из холста и сукна. Богатые женщины носили зимой сафьяновые сапоги со сборным каблуком, украшенные тиснением в виде гармошки. Их мы находили в богатых захоронениях. Простые люди - мужчины и женщины - носили «ня1ар мачиш», которые изготавливались из грубой кожи. Пулчи - так называлась обувь, которую носили в горной местности. Ее подошва переплеталась кожаными ремешками, чтобы обувь не скользила на склонах. Внутрь закладывали высушенную траву или суконную подкладку. Чулок не было, носили длинные штаны. Носки шили вручную из холста или вязали из цветных ниток, белой и черной шерсти.
В древности носили разные головные уборы. У девушек это были шапочки, украшенные серебряными бляхами или расшитые бисером, а также легкие шарфы, из-под которых были видны волосы. Шали носили все женщины. С принятием мусульманства в наборе головных уборов пожилых женщин появляется чухта - волосяной мешок, куда прятали косы, а сверху накидывали шаль. До сегодняшнего дня кое-где в горных районах еще можно встретить этот головной убор. Некоторые связывают его с мусульманской традицией, но, я думаю, история ношения чухты уходит глубоко в древность, что можно увязать с языческими верованиями древних вайнахов и других народов, потому что в средневековье у чеченцев существовал культ головного убора как женского, так и мужского. По исламу женщина не имеет права показывать волосы. Но в отличие от других народов Северного Кавказа у вайнахов головные уборы были более демократичными.
- А как эволюционировала одежда вайнахов с течением времени?
- Традиционная женская одежда впитала в себя культ влияния со стороны соседних народов, потому что чеченцы всегда взаимодействовали с окружающим миром, жили в дружбе с соседними народами. Происходил процесс взаимообогащения культур на территории Северного Кавказа. В свою очередь, одежда чеченцев влияла на соседние народы. Например, те же г1абли переняли у нас кумыки. В эпоху средневековья традиционная одежда была близка к женской кабардинской одежде. В более ранний период, в эпоху господства хазарского каганата, она претерпела многие стороны быта были идеологизированы, женщин заставляли снимать платки.
- Ваше отношение к тому, как одевается наша молодежь...
- Молодые не виноваты, что сегодня их одежда не соответствует традициям чеченского народа. Во-первых, в течение 10-15 лет не было никакого воспитания в культурном плане, поэтому массовая культура, которая пропагандируется сегодня по радио и телевидению, молодежью впитывается, как губка. Со своей стороны мы должны воспитывать молодежь так, чтобы она воспринимала свои культурные образцы и в одежде, и в поведении, а не то, что им навязывается с Востока или Запада. Чеченские женщины никогда не закрывали лица - это было не в наших традициях. Начиная с семьи, в детских садах, вузах необходимо, воспитывая молодежь, прививать ей манеры поведения, скромного внешнего облика, а то, что образовавшийся вакуум молодые люди сами попытались заполнить, я считаю, не их вина.