Сыновья Ингушетии
Воспоминания Багаудина Гарданова- Фелерального судьи в отставке. Ко Дню образования Республики Ингушетия, чтобы ингуши еще раз вспомнили тех, кто строил эту Республику
Неоднократно ловил себя на мысли, что я до сих пор не сделал то, что хотел и считал себя обязанным сделать (не по какому-то долгу, сколько в знак глубокого уважения): рассказать об истинных сыновьях ингушского народа. Тех, кто в 90-е годы прошлого столетия, не щадя себя, добивались для своего народа принятия высшей законодательной властью России двух важнейших Законов: «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». А точнее, о некоторых из них.
Я понимаю, что тех, которые действительно достойны, чтобы о них было сказано, как говорится, здесь и сейчас, много. Но в рамках настоящего повествования это просто нереально. Тешу себя мыслью – я обязательно расскажу о них. И если мне не удастся, то расскажут другие и более профессионально, чем я.
Думаю, будет правильно, если я доведу до читателей свои впечатления от деятельности известных персонажей и одновременно о тех, о которых читатель менее наслышан.
Я юрист, поэтому для меня не столь важно литературное изложение своих мыслей, сколь их достоверность.
Сегодня речь о тех, кто, идя по стопам старших товарищей, начинавших борьбу за честь и достоинство своего народа еще в 70-е годы, продолжили борьбу за будущее своего народа в 90-е. Более того, наполнили её новым содержанием и оттенками.
Сегодня речь о Бембулате Берсовиче Богатыреве, Беслане Усмановиче Костоеве, Башире Ахметовиче Чахкиеве, Федоре Павловиче Бокове и Батхиеве Башире Хусейновиче. Но не обойтись хотя бы без краткого упоминания о некоторых из тех, о которых надеюсь подробно рассказать позже.
Например, мне хотелось бы расказать о не лишенной некоторых недостатков, но в целом очень плодотворной деятельности на посту депутатов Ибрагима Костоева, Мусы Дарсигова. А также о тех, которые, не будучи депутатами, многое сделали, чтобы добиться реабилитации своего народа, воссоздания ингушской государственности. Таких, как Сейнароев Б., Наурбиев С., Куштов Я., М-Р. Плиев и др. Повторяю, я надеюсь, что это будет еще сделано.
Бембулат Берсович Богатырев.
Я не собираюсь говорить о нем только в пафосных тонах. Я хочу поговорить о нем как об обычном смертном человеке. Простой парень из простой ингушской семьи, но наделенный Аллахом одним важнейшим качеством – жить жизнью своего народа, жить ради своего народа, жить во благо его).
Помню 1979-1980 годы. Мы жили рядом – в 3-м микрорайоне Грозного. Если не ошибаюсь, Бембулат Берсович тогда работал главным инженером-землеустроителем Министерства сельского хозяйства ЧИ АССР, (позже – главным Государственным инспектором по охране и использованию земельного фонда республики, Председателем Государственного Комитета по земельным ресурсам и земельной реформе), я – членом Верховного Суда республики. Часто встречались по дороге на работу или с работы. Однажды при очередной встрече Бембулат дал мне какие-то бумаги. Я спросил его: «что это такое»? Он ответил: «ты сперва ознакомься с материалом». Вечером я прочел эти бумаги. На 17-ти страницах. Это было обоснование того, что намечающееся строительство железной дороги РСФСР-Грузия должно пройти через Слепцовскую-Алкун на Грузию, тогда как руководство Северной Осетии считало, что трасса должна проити через Беслан – Орджоникидзе и далее по территории Ингушетии. Более того, по осетинскому варианту трасса должна была пройти через большую часть заповедной зоны Ингушетии с её замковыми комплексами, через историческую память ингушского народа.
Понятно, какие выгоды сулило строительство этой дороги через ту или иную территорию: инфраструктура, сооответственно рабочие места, отгонные пастбища, прямой выход на Закавказье, к Черному морю и многое другое. Бембулат сумел достать в Грузии «осетинский» проект, который был подготовлен грузинским НИИ, а затем заключение ростовских инженеров железнодоржного транспорта, которые еще в 1912 голу пришли к выводу о том, что дорога должна проходить через территорию нынешней Ингушетии: Слепцовская – Алкун и далее до границы с Грузией. Бембулат доказал, что строительство железной дороги по варианту ростовских инженеров 1912 г. будет дешевле на 90 млн. рублей. Цифра по тем временам коллосальная. Однако, Бембулат Берсович через некоторое время сумел доказать, что эта сумма может возрасти до 110 млн. рублей.
На бумаге легко сказать, что он доказал. На деле все было гораздо сложнее. Хотя бы потому, что Бембулата Берсовича никто не поддержал.
Ни ингуши, занимавшие высокие должности в ЧИ АССР, ни наши братья чеченцы, занимавшие соответствующие посты, ни тем более русское руководство республики. Бембулат Берсович не выиграл. Не выиграл не потому, что не сумел доказать правильность своей точки зрения. Просто трасса по причинам, понятным только «верхам», так и не была проложена. Но и не проиграл – это он не дал выиграть «осетинскому» варианту.
Для того, чтобы понять кто такой Бембулат Богатырев надо проследить как и чем он жил далее.
Если бы мне тогда сказали, что из Бембулата Берсовича, в общем то номенклатурного работника, кандидата наук, получится видный политический деятель, известный не только в Чечено-Ингушетии, но и далеко за её пределами, я, возможно, и не поверил бы. Если бы мне тогда сказали, что в мае 1990 года Бембулат Богатырев будет выступать на 1-м съезде народных депутатов РСФСР и впервые за годы Советской власти с трибуны высокого форума потребует вернуть ингушам насильно отнятую у них родину, я бы этому, зная Бембулата Берсовича, не удивился. Но вряд ли бы смог бы поверить, что это возможно.
Но в стране началась перестройка. Одновременно парад суверенитетов. Чечено-Ингушетия тоже забурлила.
А далее, уважаемые читатели, чтобы не утомлять вас пересказом общеизвестных (для интересующихся) событиях, предлагаю обратиться к книге .Б.Богатырева «Россия и ингушский вопрос (как это было)».
Это ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ книга об ингушской истории, об ингушах, об их прошлом и возможном будущем.
Это книга о том, как Бембулат Берсович, Ибрагим Костоев, Муса Дарсигов, Бексултан Сейнароев, Ахмет Куштов, Беслан Костоев, Салман Наурбиев, Башир Чахкиев и многие, многие другие (всех перечислить невозможно) бились за честь и права ингушей.
Это книга о том, как отбирали у ингушей их родину и пытались отнять у них честь и свободу, но не смогли этого сделать, несмотря на то, что для достижения этого было задействованно все: клевета на историю ингушей, подкуп должностных лиц в центральном руководстве страны, армия, ополченцы, незаконные вооруженные формирования и т. д.
Это книга - крик души ингуша - взрослого и ребенка, умирающего и еще не рожденного.
В ней подробно освещены вопросы работы лучших представителей нашего народа в высшем законодательном органе России.
Хочу отметить одну особенность этой книги. Она не содержит в себе хронологический перечнь фактов и событий. Естественно, это и не художественное описание тех или иных событий из жизни автора. Это скорее воспоминание автора о крайне важных для его народа вехах исторического отрезка времени. Это в то же время размышления автора о событиях, имевших судьбоносное для ингушского общества значение. Ценно в ней и то, что автор не пытается отлакировать действия одних, нивелируя действия других. Он одинаково честен в оценке деятельности тех, кого он по праву относил к своим партнерам по команде, и тех, кого он таковыми не считал, хотя конечная цель и у тех, и у других была одна.
К примеру, в книге Бембулата Берсовича уделено внимание политике первого Презилента Ингушетии Р.С.Аушева, дана оценка его деятельности. Скажу откровенно – не самая лестная и лицеприятная оценка.
Могу поклясться, что не хочу говорить плохо об ингушах вообще, тем более о Президенте Республики. Но, «Платон мне друг, но истина дороже». Поэтому я полностью согласен с Бембулатом Берсовичем, что Р.С. Аушев, вольно или по недомыслию стал первым, кто предал интересы ингушского народа. Говорю об этом после прочтения книги, но не со слов Богатырева, а потому, что я сам был этому прямым свидетелем. Просто мои и Бембулата Берсовича взгляды на некоторые моменты в деятельности 1-го Президента Ингушетии полностью совпадают.
Только лишь в качестве примера, в подтверждение оценки Бембулата Берсовича, хочу поделиться своими воспоминаниями.
Февраль 1993 года. Кисловодск. Начались переговоры осетинской и ингушской делегаций (с участием Миннаца России, а также посредников - Ставропольского края и Дагестана). Я и думать не мог, что стану участником этих переговоров, но в 3 часа ночи ко мне домой приехали из Администрации республики и попросили поехать с ингушской делегацией в качестве председателя экспертной группы делегации, так как в её составе нет ни одного юриста. Я к этому готов не был, но раздумывать не стал, а вдруг смогу чем-то помочь. Опущу подробности и сразу перейду к главному, что стало предметом пристального внимания Бембулата Богатырева, а также запечатлелось в моей памяти.
19-20 марта 1993 года. Пятый тур переговоров. Делегацию Ингушетии уже возглавляет Аушев Р.С. День, когда ингушская делегация (на прежних турах переговоров она твердо стояла на своих позициях и не проиграла ни один раунд) потерпела первое сокрушительное поражение на этих переговорах. День, когда Аушевым и Галазовым было подписано «Соглашение о мерах по комплексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Ингушской Республики и Северо-Осетинской ССР».
Не буду утомлять читателя полной расшифровкой терминов. Таких, например, как «вынужденные переселенцы», «комплексное решение проблемы». Такая терминология была использована осетинской делегацией неспроста. Термин «вынужденные переселенцы» осетинская делегация использовала для того, чтобы в категорию «вынужденные переселенцы» внести не только вынужденных переселенцев - осетин из Ингушетии в количестве 10-15 человек, но и тех, кто переехал в Северную Осетию из Южной Осетии и из других регионов бывшего СССР. И которых якобы надо обустроить в первую очередь, хотя и очевидно, что эти люди не имели никакого касательства к предмету осетино-ингушских переговоров.
Заложенный в названии Соглашения термин «комплексное решение проблемы» несет в себе ту же смысловую нагрузку и, кроме того, он позволял осетинским властям под разными предлогами затягивать решение главного вопроса переговоров – возвращение в места прежнего проживания беженцев-ингушей.
Об этом недвусмысленно дает понять пункт 1 Соглашения, предусматривающий возвращение и расселение беженцев в согласованных местах компактного проживания (что впоследствии и подтвердилось – новый поселок (гетто) возле с. Майское).
Главная же мина была заложена в осетинском варианте Соглашения, предусматривавшего «поэтапное возвращение» беженцев-ингушей из Северной Осетии. Причем только тех, кто был ранее прописан в Осетии и кто непричастен к совершению преступлений ». (К слову, если Галазов объявил весь ингушский народ агрессором, то понятно, что все ингуши причастны к совершению преступлений и беженцам-ингушам дорога к своим домам была закрыта. Вспомните также постановление Верховного Совета Северо-Осетинской ССР о невозможности совместного проживания граждан Северной Осетии ингушской и осетинской национальности).
В Соглашении были предусмотрены этапы возвращения беженцев. Причем, без указания конкретной даты очередного этапа возвращения беженцев. Причем, принципы и сроки осуществления каждого последующего этапа возвращения беженцев должны были оговариваться особо на последующих встречах делегаций. А если вспомнить, что осетинская делегация под любым предлогом могла не приехать на очередную встречу, то любому здравомыслящему человеку было понятно, что за этим кроется простой расчет - похоронить во времени и по надуманным причинам реальное решение вопроса.
У нашей экспертной группы был заготовлен свой проект Соглашения. Естественно, в корне отличавшийся от осетинского проекта, но при этом полностью выдержанный в духе 7-й сессии Верховного Совета РФ по данному вопросу. Объективности ради, должен, с сожалением, отметить, что среди членов нашей экспертной группы нашлись люди, которые, возможно, по недомыслию (хотелось бы на это надеяться) пытались поддержать проект осетинской делегации. Причем, сделано ими это было прямо в ходе работы экспертных групп. Пришлось их, как говорится «поставить на место».
Но главный удар нас ожидал впереди. Когда я доложил Президенту, что осетинская экспертная группа отказалась принять наш вариант Соглашения, а мы не могли согласиться с осетинским варинтом, Руслан Султанович вдруг взорвался: «А кто ты такой, чтобы соглашаться или нет? Здесь я решаю, что подписывать, а что нет, а не какие-то эксперты». Я пытался объяснить свою позицию, но это было бесполезно. И хотя я и некоторые другие члены нашей делегации стали его буквально умолять не подписывать осетинский вариант Соглашения, пытались разъяснить ему, какие опасности ожидают беженцев в случае подписания Соглашения на основе осетинского варианта - он нас не слушал. Более того, он стал меня «оскорблять», говоря, что я член Народного Совета Ингушетии. Дескать, это Народный Совет виноват во всем (его постоянный конек!).
Я ответил ему, что никто из членов Народного Совета Ингушетии никогда не призывал к насилию. Наоборот, мы всегда подчеркивали необходимость решения территориального вопроса только парламентским путем. При этом я попросил его предъявить мне доказательства моей неправоты. Он не стал реагировать. Но я решил довести разговор до конца и заявил Аушеву, что Народный Совет Ингушетии - тот самый орган, стараниями которого, при поддержке всего ингушского народа, была образована Ингушская Республика. Президентом которой неожиданно стал он. Более того, я заявил ему, что я не стану скрывать от народа его позицию по данному вопросу. Этот разговор происходил в рабочей комнате нашей делегации в присутствии всех её членов. К сожалению, большинство из них решило промолчать.
Член Народного Совета Ингушетии, замечательный сын русского народа Ф.П.Боков и не менее замечательный сын ингушского народа Тамерлан Муталиев, поняв, что ничего хорошего переговоры ингушам не сулят, а их позицию никто не собирается учитывать, вышли из состава нашей делегации. Я, а вместе со мной Муса Зурабов, решили остаться, все еще надеясь на то, что нам удастся что-нибудь полезное сделать. Но, увы…
А о том, как Руслан Султанович в декабре того же года на совещании в г. Нальчике признал, что ингуши не имеют никаких претензий (в первую очередь территориальных) к Северной Осетии очень подробно и точно описано в указанной выше книге Б.Богатырева, а также в воспоминаниях Ф.П.Бокова «Я – русский Боков».
Многие, наверное, помнят как два человека из близкого окружения Аушева Р.С. (один из них убит, поэтому упоминать их имена мне кажется неэтичным) пытались «подсластить пилюлю». В местной телепередаче они утверждали, что Аушев, говоря об отсутствии территориальных претензий к Северной Осетии на Совещании в г. Нальчике, имел в виду не Пригородный район, а остальную территорию Осетии (!). Как-будто, ингуши когда-либо претендовали на всю территорию Осетии или скажем хотя бы на Алагирский район.
Я прошу читателей извинить меня за то, что я позволил себе столь длинное отступление от основной темы публикации. Я позволил себе это, во-первых, лишь для того, чтобы, как участник описанных событий, подтвердить правдивость и объективность фактов, изложенных в своей книге Б.Б.Богатыревым. Во-вторых, что более важно, показать, что первое предательство ингушей было совершено в марте 1993 года.
О книге Б. Богатырева, как и о нем самом, можно говорить долго и подробно. Она заставляет размышлять. О том, что важнее: материальное или духовное, личное благополучие или благополучие своего народа. Хочется надеяться на то, что она никогда не потеряет своего значения в формировании и консолидации ингушского общества, в воспитании будущих поколений ингушей, в плане того, как надо болеть душой за свой народ, за его благополучие.
Без преувеличения, она достойна быть настольной книгой для наших политиков и политологов, историков и правоведов. Для всех, кого интересует судьба нашего народа.
Беслан Усманович Костоев.
Человек – борьба. Борьба с трудностями, с несправедливостью, даже с собственным «я».
Вот написал я «с собственным я» и сразу же подумал: а может быть он как раз и не боролся с этим самым «я»? Может быть он как раз и был тем самым я?
Человек, имевший два высших технических образования, и в конечном итоге, ставший доктором исторических наук, профессором экономики, академиком РАЕН, автором многих работ и публикаций по проблемам репрессированных народов и национальных отношений. Сторонник консолидации народов России.
А «с собственным я» упомянул только потому, что у него была прекрасная возможность сделать карьеру (в производстве и в науке). Но он пошел по другому, более тяжкому пути.
Хочу вспомнить первую свою встречу с Бесланом Усмановичем. Дело было где-то году в 1970-м. Я тогда начинающий адвокат, жил в общежитии ГНПЗ им. Ленина в Грозном. По какому-то случаю было назначено общее собрание жильцов общежития. Меня выбрали председатем этого собрания. В ходе собрания Беслан Усманович несколько раз позволил себе перебить выступающих. Я сделал ему замечание. В зале наступила тишина (в основном присутствовали работники завода). После собрания Беслан Усманович подошел ко мне и спросил кто я такой, когда закончил ВУЗ, где работаю. Я ответил. Он сказал: «Ты, молодец. Свое «я» всегда надо иметь». Только потом я узнал, что он заместитель директора Грозненского нефтеперерабатывающего завода им. Ленина. Должность по тем временам более чем значительная. Особенно для ингуша.
И вот наступило слияние ГНПЗ им. Ленина и 410 завода. Единственному ингушу в управлении двух заводов, имевшему два профильных образования, Беслану Усмановичу не нашлось места в управлении завода. Он расценил это как дискриминацию по национальному признаку… и написал заявление о переводе его на должность слесаря. Это было расценено как протест против партийной дисциплины и, в конечном итоге, закончилось тем, что Беслан Усманович был исключен из членов КПСС.
Это один из штрихов его жизненной позиции.
О Беслане Усмановиче легко, но, в то же время, трудно писать. Человек, открытый для «своих», но довольно закрытый для остальных. При этом всегда имевший свою точку зрения на те или иные события, поступки и поведение людей.
Один из тех, кто не стоял в стороне от событий октября – ноября 1972г. и февраля 1973 г. Один из тех, кто в июле 1988 г. принимал самое активное участие в новом этапе ингушского движения по возврату аннексированных ингушских земель. Автор Обращения ингушского народа к руководству ЦК КПСС и Советского правительства, которое позже (уже в Москве) было отредактировано его родным братом литературным критиком Алиханом. Член делегации ингушей, выехавшей с этим Обращением в ЦК КПСС.
Именно Беслану Усмановичу было поручено подготовить основной доклад и выступить с ним на 2-м съезде ингушского народа 9-11 .09. 1989 г. в ДК им. Ленина в г. Грозном, на котором была принята резолюция о восстановлении автономии ингушей и образован Оргкомитет по восстановлению ингушской государственности.
6-7 октября 1991 г. 3-й общенациональный съезд ингушского народа. Резолюция съезда – необходимость проведения референдума ингушского населения, проживающего на территории ЧИР, Северной Осетии, Казахстана, Кыргыстана по вопросам восстановления ингушской государственности. Волеизъвление народа, выраженное на референдуме, станет правовой основой для образования Ингушской Республики в составе России.
30 ноября 1991 года. Референдум ингушского народа. За образование Ингушской Республики в составе РФ проголосовало 97,5 % жителей Ингушетии. И вновь в гуще событий Беслан Усманович.
Декабрь 2005 года. Воспользовавшись трагедией, произошедшей в г. Беслане, некоторые из осетинских деятелей, вновь подняли вопрос о неконституционности ст.ст.3 и 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» на встрече с Президентом страны, одновременно обратившись в Конституционный Суд России.
И вновь Беслан Усманович, как всегда, когда дело касалось интересов ингушского народа, не остался в стороне. Он принимал самое активное участие в противостоянии очередному наезду осетинских националистов на «Закон века», как назвали этот закон депутаты, его принимавшие.
Не могу не отметить, что в этот, поистинне напряженный момент (учитывая, что ситуация, которой пытались воспользоваться осетины на встрече с Президентом России, была поистинне драматической) с самой лучшей стороны проявил себя государственный советник юстиции 2-го класса Костоев Исса Магометович. Он помог и советом, и делом. Во многом, благодаря ему, очередной «поход» осетинской стороны в Конституционный Суд РФ закончился для неё безрезультатно.
Однако, вернемся к Беслану Усмановичу.
Чтобы понять, кем и каким человеком был Беслан Усманович, достаточно сослаться на его книги, которые я всегда держу, что называется, под рукой.
Это его третья книга под названием «Кавказский меридиан», дважды переиздававшаяся. В ней автор критикует не только пренебрежение первого президента Ингушетии и его команды к своему народу (об одном эпизоде такого пренебрежения сказано выше). Автор жестко критикует ученых, фальсифиципующих историю межнациональных отношений на Северном Кавказе, подвергает критике позицию федерального Центра по этому вопросу.
В то же время Беслан Усманович, как ученый-историк, как человек, имеющий большой опыт политического деятеля, предлагает свое видение по выходу из создавшегося кризиса в межнациональных отношениях на Северном Кавказе.
Это и небольшие по объёму, но содержательные по значимости книжки «О факторах дестабилизации юга России» (2006 г.), «От Иосифа Сталина до Таймураза Мамсурова» (2007 г.) и др.
Не могу не отметить один интересный факт, характеризующий Беслана Усмановича как человека и как видного деятеля ингушского движения за возрождение своей государственности, за возврат аннексированных ингушских земель, за торжество справедливости в отношении репрессированных народов.
Я уже упоминал, что когда речь шла об интересах ингушского народа Бембулат Берсович Богатырев не считался с такими понятиями как «свой – чужой», какую должность занимал человек, действия и публичные высказывания которого, по его мнению, могли навредить общему делу. Кто внимательно читал уже упоминавшуюся книгу Богатырева, тот наверняка не мог этого не заметить.
Так вот. На 550 страницах этой книги я не нашел ни единого негативного высказывания автора о Беслане Усмановиче Костоеве. Убежден, что автор, не задумываясь, сделал бы это, если бы для этого были хоть какие-то основания. Это свидетельствует о том, что Беслан Усманович действовал не только по велению сердца и совести, но и с разумом.
Многое можно было еще сказать о Б.У. Костоеве. Надеюсь, если не я, то другие еще скажут о нем более подробно. О том, что он сделал и что еще мог бы сделать. Но жизнь преподносит свои сюрпризы. Иногда очень неприятные и тяжелые. Ушел из жизни Беслан Усманович. Нам всегда будет нехватать его и таких, как он.
Башир Ахметович Чахкиев.
Еще один из плеяды несгибаемых.
Один из тех, кто после депортации ингушей в 1944 г. сумел закончить МГУ. Кандидат исторических наук, журналист. У Башира Ахметовича была хорошая перспектива карьерного роста. Но такие как он, как правило, значительных высот в карьере не достигают. Уж больно они не вписываются в рамки дозволенного властью. Потомучто таким, как Башир Ахметович, в хорошем смысле «до всего есть дело». Потому, что им мало просто «отработать» свой кусок хлеба. Им свойственно творчество. А таким в годы советской власти редко удавалось быть самим собой, делать свою работу так, как велела им совесть и собственное я. Такова была и судьба Башира Ахметовича.
Я уже писал, как я познакомился с Бесланом Усмановичем Костоевым.
Удивительно, что и с Чахкиевым Баширом Ахметовичем я познакомился при сходных обстоятельствах. Это тоже было где-то году в 1970 или в 1971. Я выступал в качестве защитника в Ленинском нарсуде Грозного по нашумевшему делу о потасовке между чеченскими ребятами и подвыпившими авиаторами аэропорта. Как это часто бывало, по существу, простую историю раздули до размеров националистических проявлений. Оно стало даже предметом разбирательства на бюро Ленинского райкома партии, на котором 1-й секретарь Галкова вынесла свой партийный вердикт: судить по всей строгости. Конечно, чеченских ребят. Естественно, что суд не мог игнорировать решение бюро РК КПСС. Мы, адвокаты (6 человек, из которых я один был вайнахом) делали все, что от нас зависело, чтобы доказать, что драку развязали выпившие авиаторы. Но наши доводы судом во внимание не принимались. Более, того в отношении 5-х адвокатов судом было вынесено частное определение. Особенно досталось мне (потом я получил за это строгий выговор от министра юстиции).
Прошу прощения у читателя за то, что я так подробно остановился на этом, в общем-то, рядовом случае из практики работы суда. Сделал же я это по одной простой причине – мне кажется, что именно этот процесс, моя позиция по этому делу и послужили толчком для моего знакомства с Чахкиевым. Он после процесса подошел ко мне и также, как в свое время Костоев Беслан, спросил меня кто я, откуда, давно ли работаю. А потом сказал: «Хорошо когда после окончания ВУЗов наши ребята возвращаются домой». Честно говоря, я тогда не придал его словам особого значения. Считал, что это просто проявление вайнахской вежливости. Только позже, уже освоившись в республике, я понял истинный смысл слов Башира Ахметовича. С тех пор мы стали хорошими знакомыми, затем товарищами, каковыми и оставались всегда.
В феврале 1973г., когда ингушский народ, собравшись на площади Ленина в г. Грозном, потребовал справедливого решения вопроса о Пригородном районе, Башир Ахметович работал собственным корреспондентом всесоюзного радио и телевидения по Чечено-Ингушетии. Казалось бы: озвучь по радио и телевидению происходившее на площади, не давая ему собственной оценки, и твоя задача корреспондента выполнена. Но для Башира Ахметовича такая позиция была неприемлемой.
Люди старшего поколения помнят, как на специально созванном по этому случаю 10-м Пленуме Чечено-Ингушского обкома партии подверглись обструкции тогдашние лидеры национального движения, как клеймили позором даже весь ингушский народ. И вот в этой обстановке Башир Ахметович попросил слова на этом Пленуме. Присутствовавшие там наши «национальные кадры» и даже русские, знавшие Башира Ахметовича, уговаривали его не выходить на трибуну. Но они, видимо, плохо знали Чахкиева. Он все-таки вышел на трибуну. И заявил, что ингушский народ никогда не откажется от идеи возвращения своей исконной территории, что ингушский народ и его лидеры не нарушили советские законы, что они действовали именно в рамках закона. «Я, как ингуш, не могу промолчать. Требования моего народа абсолютно справедливы и они должны быть удовлетворены». Закончить Баширу Ахметовичу не дали. А через некоторое время последовало «справедливое возмездие» - Чахкиева сняли с работы, лишили партбилета. А последнее в то время было синонимом выдачи «волчьего билета». Башира стали «пасти». В конечном итоге по заявлению ингуша, решившегося выслужиться, Башира Ахметовича даже посадили на 15 суток – ещё одна страница «волчьего билета».
Но жизнь не стоит на месте. И Башир Ахметович устраивается на работу на телевидении ведущим спортивных передач. Конечно, для кандидата исторических наук, бывшего собкорра всесоюзного радио и телевидения должность более чем «почетная».
Вспоминая Башира Ахметовича , нельзя пройти мимо такого факта как его неуёмная жажда открывать новые страницы из истории ингушей. Скольких неизвестных широкому кругу читателей генералов царской России, героев гражданской войны, героев 2-й мировой войны он «откопал» и представил их читателям, трудно перечислить.
Башир Ахметович в соавторстве со своей сестрой Раисой (тоже кандидат наук) в 2005 году подготовил к изданию монументальный труд – «Ингушетия: Энциклопедия жизни в лицах и фактах». В этом многостраничном труде авторы собрали уникальные факты из жизни выдающихся ингушей, подкрепленные не менее уникальными фотографиями героев. Примечательно, что герои этой книги являются представителями большинства ингушских тейпов. В этом весь Чахкиев – для него важен не тейп, а весь ингушский народ, его история. Такова и его сестра – соавтор своего брата.
К сожалению, Башир Ахметович не смог опубликовать при жизни эту замечательную книгу.
Уверен, что книга эта еще будет издана. И никого она не оставит равнодушным, ибо эта книга о нашем народе, о каждом из нас.
Чахкиев Б.А. всегда был со своим народом. И в дни проведения съездов ингушского народа, и в дни нелегкой борьбы за реабилитацию репрессированных народов, и в дни проведения референдума по образованию Ингушской Республики.
Также, как и Б.Б.Богатырев, Б.У.Костоев, как и многие другие ингушские патриоты, Б.А.Чахкиев в те дни, когда решалась дальнейшая судьба ингушского народа, почти все время, бросив семью «на произвол судьбы», находился в Москве. Нелишне будет напомнить , что все лидеры ингушского движения за возрождение своей родины были , даже по меркам того времени, людьми небогатыми.
Вспоминая Башира Ахметовича, невозможно пройти мимо одного факта. После того как Чечня решила выйти из состава России Ингушетия осталась, как принято тогда было говорить, в «подвешенном состоянии». В том числе и в информационном поле. Не было ни своего телевидения, ни своего радио. Народ пользовался слухами, а не достоверной информацией. И потому, без преувеличения, неоценима заслуга Башира Ахметовича, сумевшего «на чистом месте» построить телевидение Ингушетии. Но добившись права открыть собственное телевидение, надо было еще изыскать возможность его запуска. Нужно было найти телеоборудование, помещение, работников. Он сумел пригласить специалистов из Ставропольского края. А для размещения телестудии помещение ему предоставил автор этой публикации… в подвале районного суда. Благо, что подвал был сухим и отапливаемым. Правда, позже телестудии был выделен большой зал судебных заседаний. Хотя к тому времени коллектив суда уже работал в стесненных условиях. Но раз надо…
Однако недолго пришлось Баширу Чахкиеву возглавлять ингушское ТВ. Руслану Султановичу Аушеву, ставшему к тому времени Президентом Ингушской республики, очень не нравились члены Народного Совета Ингушетии. Тем более, если они занимали хоть какие-то посты. Затем некоторое время Башир Ахметович возглавлял республиканский архив, но вынужден был оставить и эту должность.
В 2008 году после продолжительной болезни Башир Ахметович Чахкиев ушел из жизни.
Боков Федор Павлович.
Историк, доцент. Делегат 2 и 3 съездов ингушского народа, член Оргкомитета, член Народного Совета Ингушетии, а затем член Президиума Совета.
«Я – русский Боков. Раздумья русского лица «кавказкой внешности». Так он назвал свой очерк об актуальных проблемах осетино-ингушских отношений и политики России на Северном Кавказе.
Чтобы подтвердить свои воспоминания о том, как проходили переговоры осетино-ингушских делегаций в Кисловодске в феврале 1993 года мне достаточно отослать читателя к этому очерку Федора Бокова. Подчеркиваю: русского по рождению, интернационалиста и кристально честного человека по жизни.
Федора Павловича пригласили принять участие в осетино-ингушских переговорах в Кисловодске в качестве члена ингушской делегации, как и меня, в последний момент. Скептически относившийся к этим переговорам, Федор Павлович, тем не менее, не мог отказаться от предложения. Потому что считал себя обязанным быть там, где мог бы принести хоть какую-то пользу безвинно страдающим людям.
Простой крестьянский парень, родившийся на Кавказе, живший и творивший на Кавказе, но вынужденный доживать свой век в Украине, Федор Павлович остался в памяти ингушей, чеченцев, дагестанцев как человек, с которого можно и нужно брать пример. Федор Павлович- человек с большой буквы.
Многие известные на Кавказе и за его пределами люди учились у Федора Павловича. Его лекции в Грозненском пединституте слушал и 2-й Президент Ингушетии М.М.Зязиков.
Что же заставило столь независимого и уважаемого доцента стать на путь защитника интересов ингушского народа? Ответ до банальности прост - знание истории Кавказа и народов, его населяющих, плюс обостренное чувство справедливости и сопереживания. Историю Кавказа и народов, его населяющих знают многие. Но не всем им дано быть справедливыми и умеющими сопереживать. Федору Павловичу это дано от природы. А толчком послужили события января 1973г. на площади Ленина в г. Грозном. Федор Павлович вспоминает: «Каждый день приходил, слушал речи ораторов, изучал лозунги, плакаты, подходил к отдельным группам беседующих, прислушивался о чем беседуют. Не услышал ни единого националистического высказывания, не увидел ни единой экстремистской выходки, задумывался над политически грамотными для того времени лозунгами, приятно удивлялся исключительной организованности, порядку, царившим на площади. И недоумевал, почему ни один из обкомовских чиновников не счел нужным выйти к народу. Вот оттуда, наверное, все и пошло».
Чтобы читатель смог более полно представить себе личность Федора Павловича могу порекомендовать также его книгу «А это и есть фашизм», посвещенную трагедии ингушского народа октября-ноября 1992 года.
Но меня приятно удивляет, что Федор Павлович не только пишет правду об ингушах и их справедливой борьбе за свои права, но и ностальгирует по прежней жизни. Приехав по приглашению своих друзей в Ингушетию, Федор Павлович сказал: «Я опять у себя дома! Как будто и не уезжал».
Вот поэтому я и назвал свои воспоминания «Сыновья Ингушетии», хотя Федор Павлович в Ингушетии не жил.
Если бы таких, как Федор Павлович, среди русских было больше, уверен что Россия была бы самой справедливой и могущественной страной в мире. Ибо, по моему глубокому убеждению, могущество страны, в конечном счете, определяется не богатством её недр, не мощью её армии, а сплоченностью народа (народов), её населяющего.
Башир Хусейнович Батхиев.
Как и большинство ингушей, Башир Хусейнович из простой крестьянской семьи. Еще малолетним стал «врагом народа», предателем Родины и вместе с родителями был выселен с родной земли. Естественно, испытал голод, холод, нужду. Пришлось работать с юношеских лет. Посчастливилось живым и здоровым вернуться на родину. Закончил заочно ВУЗ, стал юристом. Жизнь распорядилась так, что Башир Хусейнович стал нотариусом. Должность не очень по тем временам почитаемая ингушами, привыкшими решать дела «по обычаям отцов», но необходимая даже для ингушей. И Башир Хусейнович всегда старался доказать, что поступать по закону в конечном итоге всегда выгоднее. И люди ему верили.
Помню один значительный момент в жизни вайнахского народа. На пост второго человека в России (Председателя Верховного Совета РСФСР) впервые был избран представитель вайнахов – Руслан Имранович Хасбулатов. Народ радовался.
Забегает ко мне в кабинет без стука (чего раньше себе не позволял) Башир Хусейнович и с порога: « собирайся, поехали к братьям Руслана. Я зарезал барана для «Саг1а».
Мои слова, что на завтра у меня назначено к слушанию дело и, что вообще я не могу все бросить и ехать искать родственников Хасбулатова, только для того, чтобы их поздравить, на него не действовали. Перед таким напором трудно было устоять.
Поехали. В Надтеречный район. Там никого из Хасбулатовых не нашли. Приехали в Грозный, нашли брата Руслана, работавшего на телевидении. Он нас встретил вроде бы доброжелательно, как и положено по вайнахскому этикету, но, все же, как-то прохладно. Поздравив его, поехали обратно. Не хотел бы я видеть на лице ингушского мужчины еще раз то, что видел в тот момент на лице Башира Хусейновича. Я пытался его как-то успокоить, отвлечь. Говорил, что родственники Хасбулатова, наверное, устали от постоянных визитов поздравляющих, что, возможно, не все приезжают к ним с искренними поздравлениями. Может быть, некоторые для того, чтобы «отметиться» - авось пригодится.
Вроде поверил. И все же чувсвовалось, что какой-то осадок в душе Башира Хусейновича остался.
Потом Башир Хусейнович полностью переключился на работу в Назрановском отделении Народного Совета Ингушетии. Когда я стал председателем районного отделения Народного Совета Ингушетии (после Зурабова Мусы), Башир Хусейнович стал самым активным членом отделения. Это был человек, фанатично преданный защите интересов своего народа. И искренне удивлялся и даже возмущался, когда ему приходилось сталкиваться с более-менее равнодушными к происходящим событиям людьми.
Жизнь разлучила нас с Баширом Хусейновичем. А через какое-то время я узнал страшную новость – Башир Хусейнович погиб.
Такова жизнь – лучшие уходят раньше.
Хочется, чтобы эти мои краткие воспоминания об истинных сыновьях ингушского народа (к сожалению, не обо всех) в преддверии народного праздника – Дня Республики, люди прочли и вспомнили их. Вспомнили добрым словом. Вспомнили тех, кто еще с нами и тех, которых с нами уже нет.
Не помню точно, кому принадлежат слова: народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Нам тоже не стоит об этом забывать.
Башира Чахкиева, Беслана Костоева, Башира Батхиева Далла гешт долда, бийрза моттиг Далла дякъал йойла цар! Бисачаьн Далла къаман яхь, цхьоаг1о, иман лолд!
Б.М.Горданов
федеральный судья
в отставке.
Ингушетия Life - Ибрагим Костоев
Б.М.Горданов
федеральный судья
в отставке.