Под условиями обязательности понимаются те качества, при наличии которых человеку становится обязательным соблюдать пост в месяц Рамадан.
К этим условиям относятся:
1. Ислам (то есть человек должен быть мусульманином)
Всевышний Аллах сказал в Коране:
И препятствует принятию от них их расходов [пожертвований] только то, что они стали неверующими в Аллаха и Его посланника, и что они приходят на молитву только ленивыми и (то, что) расходуют они только по принуждению
(сура «Тауба», 9: 54).
Ученые сделали следующие комментарии к этому аяту. Так, имам ат-Табари сказал: «В этом аяте Всевышний, обращаясь к своему пророку, говорит: «О, Мухаммад! Все расходы и пожертвования, которые совершают упоминавшиеся лицемеры, будь то расходы в поездках или в другое время, не будут приняты Аллахом от них! А причина, которая препятствует принятию их расходов, заключается в том, что они стали неверующими в Аллаха и Его посланника».
Имам Ибн Касир добавил: «Причина только в том, что те лицемеры стали неверующими в Аллаха и Его посланника, ибо праведные поступки человека могут быть приняты только при наличии веры».
И шейх ас-Саади также сказал: «Для всех поступков человека условием принятия является наличие веры у человека... А у тех лицемеров не было веры, так что и праведных поступков у них нет».
Таким образом, ученые единогласно признают, что человек должен быть верующим мусульманином для того, чтобы Всевышний вознаградил его за праведные поступки. Обратите внимание: речь шла о пожертвованиях - делах, приносящих пользу множеству людей. Так что поступки, которые касаются только одного человека (как пост), тем более могут оказаться отвергнутыми Всевышним.
А когда неверующий человек приходит в Ислам, то уже не должен возмещать пропущенный за годы неверия пост. Основанием этому являются слова Аллаха:
Скажи (о, Пророк) тем, которые стали неверными: «Если они удержатся (от неверия и вражды с Посланником Аллаха и уверуют в Аллаха), (то) им будет прощено (Аллахом) то, что было прежде [их прежние грехи]
(сура «аль-Анфаль», 8: 38)
Кроме того, из огромного количества разных сообщений известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не требовал с новообращенных мусульман восполнять пропущенные за годы неверия пост или другие обязанности.
Но вот вопрос: будет ли неверующий отвечать в Судный день за то, что пропускал пост и понесет ли за это наказание?
Правильным в этом вопросе является то, что человек будет отвечать и нести наказание за оставление своих обязанностей, в том числе и поста, если он ушел из этой жизни неверующим. Ведь если мусульманин, покорный Аллаху, придерживающийся шариата, будет отвечать за подобные пропуски, то неверующий, живший высокомерно, тем более будет спрошен за это! Кроме того, если мы знаем, что с неверующих будет спрошено за то, как они поступали с благами этого мира - имуществом, одеждой, едой и т.д., то тем более они должны быть спрошены о том, как поступали с обязанностями, с законами Аллаха! Таково логическое обоснование. А вот доказательства из Корана: Всевышний, рассказывая о жителях Рая, говорит, что они оттуда смогут задать вопрос обитателям Ада:
«Что завело вас в адский слой "Сакар"?
Скажут они [адские мученники] (отвечая обитателям Рая): «Мы (в своей земной жизни) не были из числа молящихся,
и мы не кормили бедняка [не давали им милостыню и не были благостными по отношению к ним],
и мы погрязали (в неверие, насмешки, лживые речи) (вместе) с погрязавшими,
и мы считали ложью [не верили в] День Воздаяния (и Вечную жизнь)» (Сура «Завернувшийся», 74: 43-46).
Таким образом, эти четыре поступка завели их в этот адский слой, а именно: отказ от молитвы («мы не были из числа молящихся»), отказ от милостыни («и мы не кормили бедняка»), лживые речи и то, что считали ложью Судный день.
2. Совершеннолетие (дееспособность).
Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо не запишет поступки троих: спящего, покуда он не проснется, неразумного, покуда разум не вернется к нему, и ребенка, покуда он не подрастет».
В другой версии сказано: «пока он не станет взрослым».
В третьей версии: «пока он не станет самостоятельным».
В четвертой: «пока он не станет совершеннолетним».
Этот хадис приводит Абу Дауд.
Имам ан-Навави сказал: «Таким образом, пост в Рамадан не является обязательным для ребенка, а когда он станет взрослым, то не должен возмещать то, что было пропущено за годы детства. В этом нет разногласия среди ученых».
Ас-Субки о фразе «Перо не запишет» из хадиса сказал: «Так в иносказательной форме было сказано о том, что перечисленные в хадисе люди не несут никакой ответственности перед Аллахом».
А имам ас-Синди уточнил, что фраза «Перо не запишет» означает, что у таких людей не запишутся грехи, пока они пребывают в том состоянии».
Дееспособность ребенка определяется одним из следующих трех способов, одинаковых для мальчиков и девочек:
Во-первых, появление у них поллюций во время сна;
Во-вторых, рост волос в паховой области;
В-третьих, достижение пятнадцатилетнего возраста.
Кроме того, у девочек есть еще и четвертый критерий совершеннолетия - появление регулярных менструаций.
3. Разумность.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо не запишет поступки троих: спящего, покуда он не проснется, неразумного, покуда разум не вернется к нему, и ребенка, покуда он не подрастет».
Имам аш-Ширази сказал: «Тот, чей рассудок помутился, и кто стал неразумным, не обязан соблюдать пост».
Имам ан-Навави сказал: «Безумец не обязан поститься в таком состоянии. Это доказано хадисом, и об этом есть единогласное решение ученых».
4. Физическая способность поститься.
Всевышний сказал: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней» (сура «Бакара», 2: 184).
Имам ат-Табари сказал: «Всевышний в этом аяте говорит, что те из вас, кто должен поститься, но был болен, либо те, кто хоть и был здоровым, но отправился в поездку, должны возместить пропущенное по болезни или в поездке количество дней в другое время, т.е. после болезни или возвращения из поездки».
Имам Ибн Кудама сказал: «О больном человеке, в общем, ученые единогласно считают, что ему разрешено не соблюдать пост. Основанием для этого является аят: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней». Но о том, какая именно болезнь считается достаточной для отказа от поста, мы говорим, что это та, которая может усилиться из-за поста либо задержится исцеление от нее. Так, имама Ахмада спрашивали о том, когда больному разрешено разговляться. Тот ответил, что когда невозможно поститься. «Как, например, лихорадка?» - спросили его. «А какая еще болезнь тяжелее лихорадки?» - ответил он.
Ибн Таймия сказал: «По единогласному решению мусульман, больному разрешается возместить пост после выхода времени Рамадана, но ему не разрешается откладывать молитву за пределы её времени. Так же и с путником: единогласно разрешено ему отложить свой пост и единогласно нельзя ему откладывать свои молитвы за пределы их времени».
Ибн Касир сказал: «Больной и путник не обязаны поститься, потому что в таком состоянии они могут испытывать крайнюю тяжесть. Поэтому они должны разговляться и возмещать пост в другие дни».
У больного могут быть следующие ситуации:
Во-первых, легкая болезнь, не влияющая на пост, типа насморка, легкой головной боли, боли в зубе и так далее. Такая болезнь не дозволяет разговляться, хотя некоторые ученые и разрешают даже при таких болях отказываться от поста, ссылаясь на аят «...а кто из вас будет болен...». Однако мы считаем, что разговляться разрешается не при любой болезни, ибо очевидна та самая суть, из-за которой Аллах разрешил больному оставить пост - сложность для постящегося. Поэтому, когда поститься сложно, а разговение было бы более гуманно по отношению к такому больному, то мы и скажем: в таком случае отказывайся от поста. Но когда боль совсем не влияет на пост, и тот продолжает поститься обычным образом, то отказываться от поста не разрешено, а нужно поститься дальше.
Во-вторых, когда болезнь затрудняет пост, хотя и вреда для здоровья от продолжения поста нет.
Такому больному продолжать поститься нежелательно, а рекомендуется разговляться.
В-третьих, когда болезнь затрудняет пост, а продолжение поста ухудшит здоровье человека. В качестве примера здесь можно привести больных сахарным диабетом, язвой и подобными болезнями.
Таким больным поститься запрещено, ибо Аллах сказал: «...и не убивайте самих себя» (сура «ан-Ниса», 4: 29).
Если спросить себя, как определяется, когда болезнь становится вредящей, из-за чего запрещено поститься?
Ответ здесь следующий. Определить подобное может сам больной по своему состоянию и ощущению, либо такой вывод можно сделать из заключения врача-специалиста.
В первом случае больной следит за своими ощущениями и может понять, что боли только усиливаются, состояние ухудшается, а выздоровление затягивается и тому подобное.
Во втором случае нужно заключение врача, специалиста в своей области, заслуживающего доверие о том, что продолжение поста вредит здоровью больного.
5. Постящийся должен проживать
на одном месте, а не быть путником.
Всевышний сказал: «А те из вас, кто болен либо находится в поездке, пусть в другое время постятся равное количество дней» (сура «Бакара», 2: 184).
Подавляющее большинство ученых считают, что путникам разрешено отказываться от поста во время поездок, хотя разрешается и соблюдать пост при желании.
Кроме того, путникам разрешено разговляться независимо от того, чувствует ли он слабость из-за поста во время поездки или нет. Так например, для путника, поездка которого будет проходить в тени и при наличии воды для полоскания, а также тех, кто способен позаботиться о нем,
поездка трудностей не вызывает, но все равно ему разрешается отказаться от поста, а также и сокращать молитвы.
Ибн Таймия сказал: «И пост, и отказ от него одинаково разрешены для путника в Рамадане, и все четыре имама-основателя мазхабов единогласно считают, что и то, и другое разрешено».
Разрешение подтверждается следующими хадисами:
От Ибн Аббаса передаются такие слова: «Не порицай того, кто постится в поездке и того, кто разговляется, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда постился, а иногда разговлялся». (Приводит Муслим).
В двух сборниках приводятся слова Анаса: «Сподвижники во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выезжали в поездки, и те, кто постился, не порицали тех, кто разговляется, а те, которые разговлялись, не критиковали тех, которые постились».
От Абу Дарды приводятся такие слова: «Мы вышли в поход вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во время Рамадана. Стояла такая сильная жара, что мы даже руками пытались скрыть головы от солнца. И тогда среди нас никто не продолжал поститься, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абдуллаха ибн Равахи» (согласованный хадис).
От Хамзы аль-Аслями приводится, что он сказал: «О, посланник Аллаха! Я выезжаю в поход и чувствую в себе силы поститься, будет ли на мне грех за пост?» Тот ответил: «Пост - это дозволенность, дарованная вам Аллахом.
Кто возьмет её - прекрасно, а кто пожелает поститься, на том нет греха» (Муслим).
От Абу Саида приводится: «Мы (сподвижники) выезжали вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в течение Рамадана. И тех, кто постился, он не порицал, и тех, кто разговлялся, он не порицал».
Но есть ли что-то более предпочтительное для путника?
Ответ гласит, что есть разные ситуации и каждая из них имеет собственное решение.
Первая ситуация: когда путник одинаково способен поститься и разговляться, т.е. пост не влияет на его состояние.
В таком случае поститься лучше, чем разговляться.
Доводы здесь следующее:
Во-первых, от Абу Саида приводится: «Сподвижники во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выезжали в поездки, и те, кто постился, не порицали тех, кто разговляется, а те, которые разговлялись, не критиковали тех, которые постились. Они считали, что те, кто имеет силы и постятся, поступают прекрасно, а те, в ком нет сил и разговляются, поступают тоже прекрасно» (Муслим).
Во-вторых, в таком случае совесть человека скорее освобождается от обязанности соблюдать пост, ибо, отказавшись от поста, человеку все равно нужно будет его возмещать.
В-третьих, так легче для человека, ибо поститься вместе со всеми людьми в Рамадане легче, чем поститься впоследствии в одиночку.
В-четвертых, в таком случае постящийся застает лучшее время для поста - месяц Рамадан. Нет сомнения, что время Рамадана намного лучше других дней, ибо именно этот месяц есть время, когда поститься следует обязательно.
Основываясь на этих доводах, более предпочтительным считается мнение имама аш-Шафии и других ученых о том, что когда путник одинаково способен поститься и разговляться, то пост является предпочтительным.
Вторая ситуация: когда более гуманным по отношению к путнику было бы разговляться. В том случае, когда пост приносит путнику дополнительные сложности, поститься становится нежелательным, ибо в таком случае человек пытается осилить сложности, несмотря на то, что Аллах сделал ему уступку, что считалось бы неуважительным отношением к Всевышнему.
В такой ситуации пост перестает быть благочестивым поступком. На это указывается в хадисе: «Как то в поездке внимание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, привлекла толпа, собравшаяся возле какого-то человека, которому стало плохо. Он спросил: «Что произошло с ним?», и люди сказали, что тот постился. На это пророк сказал: «Не будет благочестием поститься в путешествии» (согласованный хадис).
Также доводом является то, что Муслим приводит со слов Джабира:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со сподвижниками выступил в поход на Мекку в Рамадане. Он постился,
пока все не доехали до места под названием Кура аль-гамим, а люди также постились. Но в том месте он попросил принести ведро с водой, поднял его и, на глазах у всех, отпил из него. (Люди поступили также), но затем кто-то
сказал, что некоторые продолжают сохранять пост. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это ослушивающиеся! Это ослушивающиеся!».
В одной из версий этого хадиса сообщается, что люди пожаловались ему на свою слабость и ожидают его решения. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил принести ему ведро с водой, хотя время уже было после предвечерней молитвы».
В некоторых ситуациях, пост становится совершенно запрещенным (харам). Это бывает тогда, когда пост приводит к чрезмерной слабости и гибели, ведь Аллах Всевышний сказал: «И не убивайте самих себя» (сура «ан-Ниса», 4: 29).
6. Отсутствие препятствий для поста - месячных
и послеродовых выделений крови у женщин.
От Абу Саида аль-Худри приводится:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к месту молитвы в день жертвоприношения (или: в день разговения), а затем, проходя мимо (собравшихся) женщин, (остановился и) обратился (к ним с такими словами): "О женщины,
давайте милостыню, ибо, поистине, мне было дано увидеть, что вы составляете собой большинство из оказавшихся в аду!" Они спросили: "Почему же, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Потому что вы часто проклинаете (людей) и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям. Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и (совершенства в делах) религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!" Женщины спросили: "О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?" Он сказал: "Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?" Они сказали: "Да". Он сказал: "Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?" Они сказали: "Да". Он сказал: "А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии"». (Этот хадис приводит аль-Бухари)
Имам Ибн Батталь сказал: «Фраза из этого хадиса "Разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?" являются прямым доказательством на то, что женщинам во время месячных нельзя молиться и нельзя поститься. Вся мусульманская умма считает именно так. Все единогласно считают, что после окончания менструации женщине нужно возместить пропущенные дни поста, но не нужно возмещать пропущенные молитвы».
Таким образом, женщинам запрещено исполнять молитву и соблюдать пост на основании религиозных текстов и единогласного мнения ученых. А появление крови от менструации или после родов однозначно нарушает пост женщины.
И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи