Посмотрите на фотографию. Этот снимок сделан в 1994 году в Африке.Фотограф Кевин Картер (ЮАР) получил за него Пулитцеровскую премию в том же году. На снимке голодающий ребенок, который умирает на солнцепеке, стервятник подбирается к нему.
История этого снимка такова, что помимо известности фотографу, он принес ему смерть. После вручения премии в СМИ развернулась травля Картера, его довели до самоубийства. По мнению многих людей, он должен был спасти ребенка. Это эмоционально и возможно, что правильно. Мог ли Картер спасти в тот год всех детей лежащих на солнце, для меня остается непонятным. Думаю, что не мог. Более того, его задача была показать обществу, что такое происходит и общество могло отреагировать. Или глухо промолчать и вместо решения проблемы затравить журналиста.
В 2007 году вышел короткий метр «Одна сотая секунды», мы обсуждали этот фильм, в нем ставится ровно тот же вопрос. Должен ли журналист вмешиваться или он должен выполнять свою работу. Посмотрите ролик, почитайте обсуждение того времени.
Другой пример из недавней истории.На сайте New York Times появилось видео на котором изображено избиение палками человека, толпа в 200 человек забила его до смерти. Видео сделано в южноафриканском городе Диепслуте. Как выяснилось, убитый Фарай Куджирикита был ложно обвинен в воровстве. На момент избиения это не было известно. Журналист Голден Мтика также был обвинен в том, что он не помешал толпе линчевать человека.Общество считает, что вместо выполнения своей работы, журналисту необходимо погибнуть вместе с избиваемым и не информировать его о том, что такой случай имел место.
Большинство гласных и не гласных правил крупных изданий гласят следующее – «журналист не является участником событий, не вступает в конфликт на чьей либо стороне, остается по возможности нейтральным, если это не угрожает его жизни или жизням окружающих. Журналист не является профессиональным спасателем и поэтому вызывает соответствующие службы, информирует их и потом делает свою работу».
Это не значит, что журналисты остаются в стороне от событий. Когда надо вынести раненных или помочь людям, журналисты (многие из них) в первую очередь делают именно это, а уже потом берут камеру. Но основная задача журналиста информировать общество. Наше оружие это камера и текст, который мы можем прислать в редакцию или опубликовать в блоге. Чем больше людей увидят кадры, как на снимке выше, тем выше вероятность, что они постараются этого не допустить впредь. Это вопрос к обществу, готовы ли его члены не обвинять журналистов в том, что они снимают существующий порядок вещей и информируют о нем, а готовы ли они бороться с таким порядком, прикладывать усилия. Журналисты это раздражающий фактор, который показывает жизнь как она есть. Без прикрас и розовых очков. Для многих людей это тяжелое зрелище, которое разрушает их мироощущение.
Подобные истории не новы. Константин Симонов в книге «Разные дни войны. Дневник писателя» обсуждал тот же вопрос. Надо ли фотокору снимать старика-беженца, который на себе уносит свои пожитки. Надо ли ему помочь или стоит просто фотографировать и делать свою работу? Нравственно делать свою работу в таких условиях или нет? Рекомендую прочитать эту книгу про войну и работу журналиста на войне, очень честный рассказ на три сотни страниц.
http://nvf.vvvay.net