В течение своей многовековой истории ингуши пережили огнепоклонничество, солнцепоклонничество. Порядка тысячи лет назад из Византии через Грузию к ингушам стало проникать христианство, а уже в XVIII веке началось распространение ислама, который утвердился в ХIX веке.
Но в доисламский длительный период ингуши молились языческим богам. Главным был и остался бог Дяла. Второстепенными были боги Тушоли (богиня плодородия и размножения), Елта (бог охоты и урожая), Села (бог погоды, молнии и грозы), Села Сата (богиня искусств и любви) и др. Всем им в определенные календарные времена возносились молитвы. От бывшего жреца языческих времен Ганыжа Абиевича Келигова из аула Фалхан этнографом Баширом Далгат и художником Хаджибекиром Ахриевым в 20-х годах XX века была записана на ингушском языке, а затем переведена на русский язык нижеследующая молитва, которая творилась при летнем празднестве на горе Мят-лоам у храма Мят-Цели (Мят-Сели):
«О-о высокочтимый Дяла! Свое хорошее дай нам! Как тобою возлюбленным и людьми уважаемым князьям и горным ханам в ответ на их молитву и прославление твоего имени ты даешь свою милость, так и нам дай ее!
Дяла! Пусть гость наш будет мирным, пусть хозяин у нас живет благополучно. Во имя гостя и его хозяина дай нам жечь чистый огонь. Пусть пиршественное блюдо будет у нас благодатным. Даруй нам чистое потомство, которое бы содержало очажный огонь в чистоте для хозяина и гостя!
Дяла! Своею пулею порази все неправедное и все несчастия, которые кружат над нашим домом, над нашим селом.
Села! Порази их молнией, ударь саблею, прострели своим ружьем и избавь нас от них!
Да не войдет в наш дом и да не будет пребывать в нем гость, который бы нашу пищу превращал в яд, а наши напитки обращал в желчь!
Дяла! Мы прислужники твои, мы стоим за тобою как телок за маткой, как ягненок за овцою. Власть свою чрезмерно проявляя, нас без внимания не оставь ты. Дай нам благодать подобно тому, как мать кормит своих любимых детей. Приласкай нас так, как отец ласкает любимых сыновей. Если что мы сделаем не так, поправь нас. Укрепи у нас в жизни то, что мы правильно делаем.
Великий наш Дяла! Что пасем мы на земле, умножь у нас, что сеем мы в землю, пусть будет плодородным. Дай нам хозяйствовать на этой земле! Путнику дай доброго пути, хозяйствующему во дворе даруй благодать!
Дай нам, Дяла, то, что ты даруешь тому счастливцу, который умело произносит твое имя, чтит тебя, при молении держит овцу для заклания. Дай нам всего хорошего так же, как ты даришь тобою возлюбленному счастливцу, который по твоему разумению умело молится, при этом приводит тебе тучного быка, белые рога которого повязаны белым полотнищем.
Тысячами умножь наш скот и овец, и тем дай нам обеспечить тысячи людей. Дай нам чистое и многочисленное потомство, сыновей и братьев, которые бы этот скот и содержали и приносили тебе в жертву. Сказавши, что просим мы неумело, не оставь нас в нужде. Сославшись, что молитвы наши надоели, не смотри на нас косо, не поворачивайся к нам спиною.
Урожая дай столько, чтобы хозяин был доволен, и, как сам того посчитаешь, дай нам в меру и дождя, и солнца. С неба прогремев, весть свою дай нам оттуда. Благодатью снизойдя на землю, довольствия земными плодами даруй нам. Дай в миру ежегодно приходить к тебе.
Золотой Мятсела, свою благодать дай нам! Соседствующий с ним Байни Села, свой достаток дай нам! Божьеликая Тушоли, свое хорошее дай нам. Ведь от тебя, говорят, идет размножение всего живого и все живое ты кормишь. Божьеликая Тушоли, и приплода, и пастбищ дай нам много, и более дай. Скорым шагом своим пойдя, к отцу своему явись и от него, Дяла, умелыми речами проси для нас, Божьеликая Тушоли. Пойди к своим братьям – цувнаш и у них тоже проси для нас.
«Славя имя мое, лучшее мне жертвовали, в честь мою высоко соблюдали обряды», - говоря так, Дяла и цувы – святые, будьте довольны нашим поклонением.
Жертву прими от нас с желанием и воздай нам с радостью, о-о всемогущий Дяла!»
И. Дахкильгов
http://gazetaingush.ru