Одежда – искусственные покровы человеческого тела. Она, с одной стороны, защищает тело от воздействия наружной среды, а с другой - одежда может выполнять ритуальные функции. Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, например, климата, географической среды и традиционных занятий населения. Так, в тропической зоне обычной одеждой были набедренная повязка, передник, покрывало на плечи (Африка, Южная Америка, Океания). У народов Южной и Юго-Восточной Азии бытует нешитая одежда - кусок ткани, обернутый вокруг нижней части тела. Женщины Индии драпируют длинным куском ткани (сари) весь корпус. Охотники и рыболовы Дальнего Востока выработали особый комплекс промысловой одежды. Она изготовляется из рыбьей кожи, кишок морских животных, птичьих шкурок. Для народов Крайнего Севера (эскимосы, чукчи, коряки, ненцы) характерна глухая, сплошь меховая одежда. В таежной полосе (якуты, ханты, манси) - одежда распашная. Одежду из дубленной кожи и замши носят индийцы лесной полосы Северной Америки. Чрезвычайно разнообразна одежда народов Европы. Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю. Так, например, в Древней Греции взрослые мужчины не могли выходить на улицу или принимать гостей в одном хитоне. В таких случаях необходимо было поверх него надеть, так называемый, гиматий. На мусульманском Востоке мужчины ходили в одних рубахах только в домашней обстановке. При этом иногда надевалось сразу несколько рубах, нижняя из которых считалась нательной. На самых ранних этапах человеческой истории появилась и ритуальная одежда. С религиозно-магическими ритуалами связаны известные головные уборы жрецов и вождей, изображающих головы птиц и животных. Ритуальную одежду мы сегодня наблюдаем на высокопоставленных людях, отправляющих соответствующие культы в мечетях, церквях, синагогах, храмах и т.д. Разнообразие культовой одежды велико (свадебная, траурная и т.д.). На фоне столь яркого многообразия одежды Северный Кавказ с его многовековым процессом культурного развития отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время, как отмечает доктор исторических наук, крупнейший специалист по костюмам народов Северного Кавказа С.В.Доде, в рамках этого региона сформировался единый комплекс народного костюма, который является ярким показателем общности исторического пути, культурных и экономических связей, основных этапов этнического развития проживающих здесь народов. Одежда отражает преемственность поколений, народные традиции, причем на протяжении длительных хронологических периодов. Как подчеркивает известный этнограф М.В.Горелик, кавказский мужской костюм издавна был практически целиком воспринят множеством российских мужчин, отнюдь не принадлежавших к коренным народам региона. Его заимствовали прежде всего различные группы казаков, расселившихся – по своей ли воле, в результате ли политики правительства Российской империи – от Каспийского моря до Черного. А с начала XIX века этот костюм носила значительная часть российского офицерства, для которого черкеска с газырями, наборный пояс с кинжалом и шашкой, папаха и бурка с башлыком воплощали такие мужские достоинства, как воинственная лихость и изысканная, с большой долей экзотики элегантность. Казачьи войска стали носить кавказскую одежду как лучший образец воинской формы. Черкески, бурки, башлыки, оружие, принятые на вооружение царской Россией, использовались также и Советской армией до 1946 г. Иса Асхабов в своей, уникальной на сей день, книге «Чеченское оружие» напечатал снимки, свидетельствующие о большой симпатии русских царей и их наследников к кавказской одежде и оружию. Именно в такой одежде мы видим фото царя и его наследников, под которым читаем: «Его Императорское Величество, Государь Император России Николай II в форме Собственного Его Императорского Величества Конвоя» и «Его Императорское Величество Наследник Цесаревич и Великий князь Алексей.1910-1912 гг.». На фото видно, как ладно сидит на них черкеска со всеми атрибутами. «Черкеска, - подчеркивал известный журналист и исследователь начала ХХ века Н.Н.Брешко-Брешковский, - пожалуй, самый красивый, самый воинственный мужской наряд… кто создан для нее, кто строен и ловок, и кто умеет ее носить… А для полных и неповоротливых… ничего нет убийственнее черкески». Здесь мы упомянули только часть обширного разнообразия кавказского костюма, который полностью характерен вайнахскому народу. Более подробно об этом рассказывается в только что изданной монографии доктора исторических наук, заведующего отделом археологии и этнографии Академии наук Чеченской Республики Лейчий (Вахи) Магомедовича Гарсаева «Одежда чеченцев и ингушей XIX – начала ХХ века». Обращение автора к данной теме обусловлено тем, что в последние годы, в связи с изменением политической обстановки в регионе, с ростом национального самосознания вайнахов, в обществе стал активно ощущаться заметный рост интереса их к своему культурному наследию, особенно традиционной самобытной одежде, в которой отразились многовековая хозяйственная деятельность, культурные традиции, художественно-эстетические вкусы, мировоззрение, особенности этнокультурных контактов вайнахов. Вся история формирования чечено-ингушского традиционного костюма является синтезом кавказского этнокультурного мира. Костюм не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека. Необходимость всестороннего изучения народного костюма вайнахов диктуется значимостью и актуальностью прогрессивных многовековых традиций и востребованностью использования их в наши дни, возрождая при этом подлинный традиционный костюм – богатейшее достояние материальной культуры вайнахов, проектируя и совершенствуя современную одежду, отдельные ее детали, орнамент, украшения. Актуальность темы обусловлена не только этим аспектом, но и тем, что на современном этапе элементы и детали традиционной одежды, давно ушедшие из народного быта, все с большей интенсивностью исчезают и из памяти нынешнего поколения. Более того, в ходе боевых действий (1994-2004 гг.) на территории Чеченской Республики полностью уничтожены и без того немногочисленные этнографические материалы, в связи с чем еще более обострилась проблема традиционного костюма чеченцев. Кроме того, разграблены и варварски уничтожены музейные и даже частные коллекции национальной одежды, украшения мужского и женского костюмов, образцы холодного и огнестрельного оружия и другие предметы материальной культуры чеченцев и ингушей. Научная новизна монографии заключается в том, что впервые в вайнахской этнографии обобщен весь комплекс вайнахской национальной одежды (чеченцев, ингушей, а также кистинцев, проживающих на территории Грузии). Исследование охватывает практически все вопросы, касающиеся национальной одежды этих братских народов XIX – начала ХХ века. Автором впервые изучены уже, к сожалению, выпадающие из народной памяти элементы традиционной одежды вайнахов – г1адарг, кемзер, силг (безрукавки); 1аджараш (передник); г1уьдаргаш (древний тип нагрудных женских украшений), хулчи, симхьа, калба (виды обуви). Материалы, содержащиеся в данном исследовании, существенно дополняют представления о культурном облике вайнахов позднесредневекового Северного Кавказа и характере их культурного взаимодействия с народами Кавказа. Эти материалы рекомендуется использовать в научных исследованиях различных аспектов истории, этнографии и культуры чеченцев и ингушей. Национальный костюм впервые рассматривается как источник характеристики народной ментальности, которая определяет общее понимание мира и отношение к происходящим в нем явлениям. В научный оборот впервые вводится ряд новых памятников исследуемого региона. По-новому интерпретированы материалы из старых музейных коллекций, предшествующие исследования которых, как правило, имели описательный характер. В отличие от многочисленных предшествующих работ, касающихся истории традиционного костюма чеченцев и ингушей, в книге приведены подробные описания природных материалов, использовавшихся в изготовлении одежды: красители тканей, подлинные выкройки, различные технологические приемы шитья одежды, дубления и обработки кожи, что придает работе характер открытого источника для других исследований. Наиболее значимые научные результаты, полученные автором монографии, заключаются в следующем: - впервые обобщены накопленные материалы по вайнахской традиционной одежде в соответствии с имеющимся корпусом археологических, исторических, этнографических и других источников; - основательно охарактеризована технология изготовления одежды чеченцев и ингушей (материалы и их изготовление, способы и приемы кройки и шитья, выявлена одежда, носимая в рабочие и праздничные дни и т.д.); - всесторонне изучены орудия первичной обработки шерсти и процессы шерстеобработки, подробно описан ткацкий станок чеченцев, этапы его сборки и циклы работы; -описаны виды производства, связанные с шерстяным и кожевенным промыслом: бурочное и ткацкое дело, а также крашение шерсти растительными красками, дубление и обработка кожи; - комплексно и системно исследованы мужская, женская, детская и ритуальная одежда чеченцев и ингушей, обувь и украшения (в том числе и оружие), косметика и прически; - впервые систематизированы все виды одежды, обуви и украшений по полу, возрасту, социальному положению; выделены такие категории, как нательная одежда, верхняя и нижняя одежда, верхняя плечевая одежда, зимняя одежда, головные уборы; описаны манера их ношения, традиции и предания, связанные с народным костюмом; даны описания всех видов обуви, до пятнадцати видов женских украшений и т.д. - подготовлен богатый терминологический материал по тканям, всем элементам одежды и оружия вайнахов с их аналогами и вариантами народов Кавказа, России и зарубежья. При этом особое внимание уделено нахской этимологии терминов; - прослежено в одежде и украшениях вайнахов влияние пережитков домонотеистических представлений, и в большей степени – идеологии ислама; - показаны многосторонние культурные связи с соседними народами Кавказа, Закавказья, средней Азии, мусульманского Востока в контексте исследуемой темы. Л. Гарсаев приходит к значимому и аргументированному выводу, что в целом национальный костюм чеченцев и ингушей XIX – начала ХХ в. может быть охарактеризован как локальный вариант северо-кавказского и вообще кавказского типа одежды, отражающего общекавказское единство на уровне кавказской историко-культурной области (или ее северо-кавказской подобласти). Специфика варианта выражается прежде всего в тех или иных деталях одежды. Именно их раскрытию посвящено значительное содержание рецензируемой работы. Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что его материалы и основные выводы могут быть использованы при написании обобщающего труда по истории и культуре Чечни и Ингушетии XIX – начала ХХ века; в разработке учебных курсов и пособий по истории, культурологии и источниковедению истории вайнахов, этнографии, материальной культуре Чечни и Ингушетии, чтении спецкурсов в вузах и при написании дипломных и курсовых работ студентами на гуманитарных факультетах. Книга явится хорошим подспорьем при изучении прикладного искусства, которое утратило свое практическое существование в республике, а также при составлении музейных экспозиций и т.д. Описание мужской и женской одежды, как части материальной культуры чеченцев и ингушей, может быть использовано (и используется) для пропаганды положительных элементов традиционной культуры и внедрения их в быт современной молодежи, в возрождении народной культуры в целом. Полевые материалы и основные выводы данного исследования уже нашли практическое применение в профильных подразделениях Министерства культуры и соответствующих отраслях местной промышленности Чеченской Республики. Они внедрены в производство как рекомендации, основанные на исторических фактах по некоторым особенностям раскроя деталей праздничного распашного г1абали, по использованию тканей для изготовления как нарядной, так и повседневной одежды, как это сделал, например, производственный комбинат «Беркат». Весьма существенным оказался образец г1абали парадного назначения, восстановленный исследователем, основываясь на исторических данных. В отличие от установившегося неверного представления об эталоне г1абали, ему возвращен длинный шлейф, а перед ограничивается незначительным касанием пола. Имеющиеся в работе Л. Гарсаева ценные наблюдения и рекомендации могут быть использованы и при изготовлении других образцов национальной одежды не только чеченцев, ингушей, но и казаков, проживающих в регионе. Книга богато иллюстрирована, в ней имеются редкие и уникальные фотографии. Обширный терминологический материал по тканям, элементам одежды, вооружениям вайнахов с их аналогами и вариантами в языках других народов Кавказа, России и зарубежья, использованный в работе, представляет интерес не только для историков и этнографов, но и специалистов в области филологии, культурологи и искусствоведения. Всем читателям, интересующимся историей и культурой не только вайнахов, но и всех народов Кавказа, я желаю приятного чтения книги, о которой шла речь, а ее автора, моего друга и коллегу по трудовому цеху, Лейчу Магамедовича Гарсаева поздравляю с новым пополнением его научных трудов!
М. Багаев, д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории Древнего мира и средних веков ЧГУ
http://www.mkchr.com/main.mhtml?Part=30&PubID=1258