Слово «Адха» на арабском языке означает «приближение». А по шариату словом «Адха» называют жертвенное животное, которое приносят в жертву в день айта (праздник жертвоприношения) и аиям ат-Ташрик (три дня, следующие за днём жертвоприношения) с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.
История жертвоприношения и его польза
В Исламе жертвоприношение начинается со времён пророка Ибрахима (а.с.), в Коране сказано: «У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться. И тогда Ибрахим подвергся испытанию, увидев определённый сон. Ибрахим сказал своему сыну: «О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом?» Праведный сын ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдёшь меня терпеливым». И когда отец и сын предались воле Аллаха, Ибрахим положил сына на кучу песка лицом вниз, готовясь заколоть его. Аллах, узнав искренность Ибрахима и его сына через это испытание, воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение (через видение) и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Своё испытание облегчим награждением за твоё добродеяние. Так Мы награждаем творящих добро!» Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына - испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего». Ас-Саффат, 102-107
В хадисе который передают со слов Зайда бин Аркама сказано: «Когда у Пророк а (с.а.с.) я спросил:
- Что такое жертвоприношение?
- Он ( с.а.с.) ответил что, это сунна прадеда вашего Ибрахима (а.с.)
- И что будет для нас от него?
- За каждый волосок есть благо.
- А за шерсть?
- И за каждый волосок от её шерсти получите благо». Ат-Тирмизи и Ибн Мажа
Всевышний Аллах так воздаёт тем, кто приносит жертвоприношение. И без сомнения в этом есть польза для общества. Раздавая мясо жертвенных животных мусульмане помогают бедным и нуждающимся. Так Аллах определил каждой общине верующих место и обряд жертвоприношение. Про это в Коране сказано: «Мы определили каждой общине верующих обряды жертвоприношения ради Аллаха и велели поминать имя Аллаха над жертвенными животными при заклании в благодарность за то, что Он им даровал из верблюдов, коров и другого скота. Аллах, который установил для вас и для них обряды жертвоприношения - Единый Бог». Аль- Хадж, 34
Поистине, Аллах не нуждается в наших жертвоприношениях и не нуждается в крови, мясе и в шерсти жертвенных животных. Каждый мусульманин принося жертвоприношение исполняет волю Аллаха и может достичь Его милости, таким образом, он становиться богобоязненным, и об этом Всевышний Аллах в Коране сказал: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, - важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь». Аль-Хадж, 37
Установления шариата по поводу жертвоприношения
По мазхабу Абу Ханифы жертвоприношение является уажибом для тех, кто в состоянии исполнить его. Доказательством этому следующий аят: «Возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных». Аль-Каусар, 2
И доказательством в сунне является хадис, который передают со слов Абу Хурайры (р.а.), он сказал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение, и не сделает этого пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз». Ахмад и Ибн Мажа
Кому предписано совершать (уажиб) жертвоприношение
Для тех, кому уажиб совершение жертвоприношении должны соответствовать следующих условии:
1. Быть мусульманином
2. В дни праздника жертвоприношения не должен являться путником
3. Обладание определенным минимумом (нисабом) денежных средств (имущества).
Эти средства (имущество) должны быть свободны от долгов, и от повседневных нужд.
Время жертвоприношения
Время жертвоприношения наступает в первый день праздника жертвоприношения (десятый день зуль-хиджи) сразу после праздничной молитвы и длится до наступления времени намаза магриба в третий день праздника жертвоприношения. В хадисе Пророка (с.а.с.), в котором передают со слов Бара ибн Азиба (р.а.) говориться:
«В этот день наше первое дело это - совершение праздничного намаза, потом возвратиться и принести жертвоприношение. Кто поступит так, тот последует нашей сунне. А кто совершит жертвоприношение до этого (до праздничного намаза), то не будет разницы между жертвоприношением и обычным закалыванием, и это не является жертвоприношением».
И в другом хадисе сказано: «Кто совершил жертвоприношение до праздничного намаза, пусть сделает это заново (после намаза)».
Животные, которые можно принести в жертвоприношение
1. Овцы и козы не моложе годовалого возраста. (Допускается минимум шестимесячные ягнята, если они являются равными по весу годовалым овцам. А козы обязательно должны достичь годовалого возраста).
2. Крупнорогатый скот (корова), должен быть не менее двухгодовалого возраста.
3. Верблюд, должен достичь пятилетнего возраста.
Каждый человек может принести в жертвоприношение одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. И все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.
Каждый мусульманин должен присутствовать в процессе жертвоприношения, а так же допускается «таукил» - передача полномочия в жертвоприношении. Поручатель должен произнести следующее слово: «Сделай жертвоприношение за меня», груз оплаты ложится на поручающего.
Животные, которые не подлежат к жертвоприношению
Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Животные негодные к жертвоприношению являются те, у которых есть признаки явной слепоты, болезни (которые не могут самостоятельно ходить), хромают и сильно худые». Ат-Тимизи
Ученые мазхаба Абу Ханифы методом «кияса» (сопоставления) добавили к этим признакам следующие признаки:
- Слепота одного глаза
- Истощение (которые не могут самостоятельно ходить)
- Отрезанность часть ушей или хвоста, или их отсутствие от рождения
- Отсутствие большинства зубов
- Полностью изломанные рога (один или оба)
Обряд жертвоприношения
Каждый мусульманин перед жертвоприношением должен сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным это-макрух. Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное не мучая его». Муслим
Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повёрнутым головой в сторону кыблы и произносят следующий аят, как дуа:
{إن صلاتى ونُسُكىِ ومحياَياَ ومماتى لِلهِ ربِّ العالمين لا شريك له}
«Инна саляти уа нусуки уа махияия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»
«Поистине, мои молитвы, благочестие, повиновение и поклонение Аллаху при моей жизни и добрые дела, с которыми я предстану перед Аллахом после смерти, - всё это направлено к Аллаху - Создателю всего сущего. Поистине, Он - Тот, кто заслуживает поклонения и повиновения Ему! Нет у Аллаха никаких сотоварищей» Аль Анам, 162-163.
Далее следует «такбир ташрик»:
{الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله والله أكبر، الله أكبر ولله الحمد}
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».
После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» режут животное.
Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного. Разделение мясо жертвенного животного на три части, является мустахабом. В хадисе, которую передают со слов Ибн Аббаса (р.а.), он сказал:
«Пророк (с.а.с.) одну часть жертвенного мяса оставлял для своей семьи, вторую часть раздавал своим бедным соседям, а третью часть раздавал как садака (милостыня)».
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» Аль-Хадж, 28
Поэтому богатым и бедным не запрещается есть из этого мяса. Запрещается продавать шкуру, молоко, голову и ноги жертвенного животного - это макрух.
Как следует проводить праздничную молитву
Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака'атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн 'Аббаса и Джабира б. 'Абдуллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари). Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса'и).
Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака'ата. После «ду а ас-сана» первого рака'ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляпа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».
Во время второго рака'ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака'ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.
Так поступали Ибн Мас'уд и многие другие сподвижники. Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас'уд произносил такбир девять раз: "сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака'ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон" (Абд ар-Раззак).
Передают, что во время первого рака'ата Ибн Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго - пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка (с.а.с.).
Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.
Если опоздавший пропустит первый рака'ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака'ата.
Как совершается праздничный намаз, вы можете просмотреть в нашем иллюстрированном самоучителе.
После праздничного намаза все мусульмане поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного празднества!"
В 2011 году Курбан айт приходится на 6 ноября.
Так же напоминаем, что в 2005 году были внесены поправки в Закон о труде, согласно которому первый день Курбан айта является официальным праздничным днем, т.е. выходным.
http://www.meshet.kz/ru/new_158.html