Дзарахова Зейнеп Магомет-Тагировна,
доктор исторических наук.
Традиции и обычаи - важнейшие элементы культуры народа. Из прошлого они доносят до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу. Вопрос преемственности этикета и достижений культуры между разными поколениями - это вопрос сохранения самобытности народа. Традиции народа объединяются вокруг общего мировоззренческого основания. Они связаны с уважительным, чутким отношением к человеку, призваны играть огромную роль в духовно-нравственной жизни.
Доброта, открытость, душевность, чувство собственного достоинства и достоинства другого — основные духовные принципы этнической культуры ингушей. Любовь к Даймохк (Отечеству) и демократические формы правления, верность данному слову и надежность, выдержка и терпимость, гостеприимство и взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека - независимо от его веры, национальности и социального положения составляют характерные черты ингушей.
Миролюбие ингушей проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства их учат тому, что недопустимо оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Ингуши знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, переходящего порой в самовлюбленность, и в то же время, они ценят такие черты как принципиальность, честность, сознательность.
Показателем высоконравственного начала ингушей является то, что, пройдя через многие лишения и испытания, народ через свою этническую культуру проводит идею благородства и милосердия. Такова философия жизни народа. Это является основой, сохраняющей Человека в человеке. Это нужно не для того, чтобы достичь привилегий в жизни, а потому, что ты, ингуш, должен быть именно таким, чтобы иметь авторитет среди земляков.
Верность слову понимается ингушами как высшая ценность и воспринимается через призму поступков. «Он хозяин своего слова», - говорят о таком человеке в народе. Он «человек чести», а, значит, признанный. Общественное мнение для благовоспитан-ного, для истинного ингуша является «пружиной чести».
Социальный порядок ингушей на протяжении всей истории регулировался адатом - особым кодексом, системой нравственных ценностей. Адат имел, в их понимании, священное значение законов. Он поддерживал порядок, устанавливал и регулировал права личности, ограничивал произвол. Был Совет избранных старейшин - «Мехк-кхел», решавший острейшие вопросы жизни народа. «Ингуши являются единственной народностью, у которой никогда не было никаких сословных разделений... свободолюбивые ингуши не знали над собой князей и дворян, - легко и просто управляя собою через совет старейшин ингушского народа», - говорили исследователи. Быть членом Мехк-кхел «.. вверялось лицам, избранным свободным голосованием, из народа известными своею честностью, безукоризненным поведением и знанием адатов. Все эти качества в судьях были необходимы особенно потому, что адаты сохранялись большею частью только в памяти народа и переходили от поколения к поколению путем устного предания.» Исполнение решений Совета было обязательным для всех ингушских обществ. Мехк-кхел был демократичен по сути. Высоко оценивая значимость для народа и уровень самого Совета, кавказовед Б.Далгат в Х1Х веке писал: «Ингуши приблизились к тому идеалу правосудия, до которого не смогут мечтать дойти когда-либо цивилизованные народы мира» .
Демократические формы правления и консолидация ингушских обществ являлись показателем уровня самосознания. Стремление к единению, к приоритету родового над личным диктовалось самой жизнью. Консолидация обществ, как первейшей необходимости, передавалась из уст в уста. Не раз в истории народа единение было спасением и как зарок звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый – больному, богатый - бедному» (И.Базоркин). «Единство народа крепче камня», - говорят в народе.
По своей культуре ингушам характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально. Стремление делать добро, взаимовыручка характерны для ингушей. Характер немещанской ментальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения. Неслучайно в формулах взаимоприветствий ингуши высказывают готовность помочь, оказать услугу, быть полезными в добром начинании. И это не просто формальные высказывания, а установка, которой следовать обязаны все.
Понятие «благодать» ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, с умением быть полезным и нужным обществу. Отсюда и развитый институт «белхи» – коллективный труд, взаимопомощь, которая на разных исторических этапах поддерживала общество. Этими усилиями строили мосты, дороги, дома. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, соседи и родственники брали на себя заботу о ней. Сельчане не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины - кормильца. Если пожилой человек начинал какую-то работу по хозяйству, то, следуя правилам хорошего тона, соседи, друзья принимали в этом участие. И часто начатое дело закачивали именно добровольные помощники. Отрадно то, что всё это сохраняется бережно в народе.
Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на радость и чужое несчастье. Если у соседа, родственника, друга свадьба или какое-нибудь другое мероприятие, тут же собираются все вместе и организованно помогают хозяевам. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что чужого горя не бывает. Вместе с родственниками соседи берут на себя значительные хлопоты, оказывают моральную и материальную поддержку. И это независимо от национальности и вероисповедания. Следует отметить и то, что к представителям другой веры и национальности ингуши проявляют особый тон вежливости и такт. Отсутствовавший долгое время человек, по возвращении, узнаёт все ли соседи и родственники в добром здравии, и идёт в первую очередь в семьи, где случилось горе, чтобы высказать соболезнование, затем навещает соседей, старейших родственников, перед которыми как бы держит «ответ» за свою деятельность за время отсутствия.
Слово "патриархальность" давно стало пониматься как консервативность в хорошем смысле. Уважительное отношение к родителям и забота о них является святым долгом. Традиционное почитание старших – одна из основ ингушского этикета. Это закрепилось и в пословицах народа: «Дом, в котором есть старики – богатый дом», «Иметь старика в доме – большое счастье», «Со стариками – изобилие благородства». В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью относятся к старикам дети и внуки. Своим примером, мудрым советом первые помогают им выбрать верную дорогу.
Уважение к старшим людям проявляется, прежде всего, в том, что самые значительные вопросы в жизни общества ингуши не решают без их непосредственного участия.
Таким образом, считаясь с самой старшей по возрасту социальной общностью, активизируя её социальную роль, народ способствует комфортному их чувствованию. Возможно, это является одной из причин долголетия. В этом случае «старики не только не чувствуют себя дома и в обществе обузой, а, наоборот, вполне сознают свою полезность, полноценность, что содействует их моральной и физической стойкости и выносливости. Помощь и внимание, идущие от детей и взрослых, стимулирует и подбадривает их.
Уважение к старшим распространяется в сознании ингушей на всех людей, независимо от того, где он находится – в своей семье, республике, других регионах России или в другой стране.
Структура ингушского общества, ценностные системы связей заданы у ингушей по мужской линии, главенствующим местом отца и почтительной, уважительной ролью женщины.
Самым важным богатством отца является достойное имя. Ингушское общество создало такие формы нравственного контроля в своей среде, что человек всё время должен жить, ясно осознавая, что его авторитет создаёт соответствующую ауру его детям и потомкам. За человеком, однажды отступившим от нравственной нормы, закрепляется характеристика «неустойчивый». Требования установленного порядка действуют во всём. Благопристойные характеристики в адрес человека одновременно распространяются и на семью и на фамилию. Поэтому, в прошлом сильнее, но и сегодня можно слышать напутствия: «Тха юхь ма йоагаелахь», т.е. «сохрани лицо». Самым большим богатством и достоянием ингуши считают заслужить уважение обществом.
В ингушском обществе человек не мыслит себя вне рода, фамилии, народа. «Чей ты сын (дочь)?», - спрашивают они обычно друг у друга. «Сын (дочь) такого отца иначе поступить не мог!», - говорят в качестве хорошей оценки. Образно о почтении сказал Ортега-и-Гассет: «Слава сына – лишь отражение; и действительно, наследственное благородство – нечто отраженное, как лунный свет…Единственно живое и динамичное в нём – это импульс, передаваемый потомку и побуждающий его сравняться с предков». Это обстоятельство обязывало каждого человека поддерживать авторитет фамилии через сохранение своей чести. Равно и за него несут моральную ответственность остальные представители фамилии.
Существовал культ старших и культ младших. Важную роль в отношениях старших и младших, в воспитании нравственных идеалов, принципов ненасилия играл личный пример. «Младшему не покажешь добрый пример, то и сам не жди от него почитания», - говорят в народе. При совершении неблаговидных поступков в обществе могут дать такую характеристику: «делает то, чему научен по примеру». Негативные характеристики озвучиваются только в ситуации, если человек позволит себе отступить от этикета.
Осознано создали ингуши систему таких культурных ценностей, которая не приемлет неличностей. В сознании ингуша заложен идеал, образец для подражания. Несоответствие ему вызывает массу порицаний в его сознании. Внутренний мир человека сильнее влияет на его поведение, чем внешняя среда.
В прошлом (да и сегодня), если кто-нибудь оставался сиротой (т.е. умирал отец) его воспитание ложилось на близких родственников отца и его фамилии. Если же не было согласия среди родственников и понимания ответственности (что было редким явлением), то сразу возникает вопрос: «У них что в роду никого нет?». Ощущение невостребованности создаёт дискомфортное состояние души сироты. Это всё равно, что сказать: никто не отвечает за его воспитанность, некому его ввести в общество, ничьим именем он не руководствуется. А между тем авторитет имени – это есть оценочная призма, через которую видится каждый человек. Это больше чем ответственность за свою семью. Это ответственность тех, кто находится рядом, внимание к тем, кто в этом нуждается. Это залог сохранения народа, понимание того, что должно быть сделано, для сохранения самобытности. Не зря ингуши говорят: "Это не только мой сын: это сын моего рода!" (И.Базоркин) Данная установка - ответственность перед собой, своим родом и народом.
Свою индивидуальность ингуш обязан был подтягивать до моральных установок общества, которым обязан следовать каждый его представитель. Понятие «уйла – нигат ц1ена хила деза» - «иметь чистые мысли и намерения» входит в кодекс ингушской чести и тем самым равен статусу этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка - думать об этическом значении поступка. «Силовое поле» этических требований выводит любые проявления малодушия, горделивости за рамки достойного поведения.
Роль женщины в ингушской семье подчёркивается этикетом, который поднимает авторитет и значимость. Её приветствуют стоя. Кричать и повышать голос на неё недостойно. Если мужчина оказывается попутчиком женщины в дороге то, он обязан её опекать, вблизи какого-либо опасного места - уступить ей более защищённую сторону. Следуя этикету, мужчина идёт впереди женщины. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе можно было встретить зверя, грабителя, кровного врага…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Уважение к женщине воспитывается сызмала и начинается оно с уважения к матери, сестре, бабушке.
Особым почитанием пользуются у мужчин родственники жены. По отношению к тёще он обязан соблюдать нравственные требования повышенного порядка. Ингушский зять не должен встречаться с тёщей. Объяснений тому может быть несколько, но непременным является то, что нет нормы, посредством которой можно было бы проявить глубокое уважение и почтение к матери своей жены. Это высший статус в иерархии этикетных обязанностей. Однако, зять обязан (в случае необходимости), оказывать ей всемерную поддержку и помощь. Бывают исключения из традиционных установок, когда тёща общается с зятем. Это в случае если дочь – единственный её ребёнок, и если на то есть обоюдное согласие. Но инициатива на общение с зятем может исходить только от уст нана (тёща).
Традиция почитания женщины уходит в седую древность. Глубокий смысл мы видим в народной поговорке «Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится народ». Женщина–мать – наш первый воспитатель и друг. А если ещё и учесть то, что значительная часть школьных преподавателей тоже женщины, то её роль в сохранении народа значительно возрастает. Женщина является хранительницей семейного очага, национальных и культурных ценностей. Дарующая жизнь, заботящаяся о её сохранении, она часто в ущерб личному благополучию, живёт заботой о детях. Только мудрая, защищённая, окруженная заботой и уважением женщина может воспитать достойных граждан общества.
Гостеприимство является для ингушей законом, обязательным для всех. О щедрости и радушии ингушей писали многие кавказоведы. Для приема гостей у ингушей издревле существовало особое помещение – кунацкая. И сегодня в ингушских домах лучшим помещением является «хьаьша ц1а» (комната гостя). «Кто не привечает (любит) гостей, того Бог не любит», - говорят ингуши. Уважительно относятся они к семьям, в которых часто бывают гости. Отталкивающе звучит: «К ним мало кто в дом зайдёт». Главной обязанностью хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны. Заботы гостя становятся заботами хозяев.
Гостя усаживают на почетное место, тогда как сами хозяева, в том числе и глава семьи, садятся не сразу, даже старейшина рода будет стараться сесть после гостя. Гостю принято дарить понравившуюся ему вещь, какой бы ценной она ни была. В прошлом в честь гостя устраивали танцы, играли на гармонике. Когда гость покидает дом, хозяева провожают его до ворот. «Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром», - желает гость прощаясь.
Самобытность народа проявляется в повседневной практике, в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей. Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, обогащая его духовный мир. Традиции и обычаи в новых условиях жизни приобретают новые нюансы, оставаясь частью общечеловеческой культуры.