З.Дзарахова
У каждого народа были свои представления о прекрасном и идеальном, «внутренней красоте». Осознание этих понятий начало формироваться ещё на заре человеческой истории. «Хозал - делкъелца, дикал – валлалца» (Красота до обеда, а хорошие качества человека – до конца жизни), - говорят ингуши, акцентируя внимание на то, что внутренняя красота человека подчиняет себе красоту внешнюю и влияет на его поведение. В народном сознании ингушей прекрасное в девушке отождествляется с внешностью, стройностью, с женственностью в соединении с уверенной манерой держать себя.
Одевались девушки скромно. Чаще всего это могли быть длинные платья-рубахи, платья-черкески. Платье подчёркивало стройность и красоту фигуры и соответствовало эстетическому идеалу горцев. Наиболее состоятельные семьи позволяли себе шить дочерям нарядные выходные платья из дорогих тканей - бархата, щёлка, парчи. В украшении платья основную роль играло шитьё золотом. Вышивкой украшали края разреза платья от талии до подола, а иногда и по подолу. Узор представлял собой ряд отдельных орнаментальных мотивов. Вышивку располагали и по бокам выреза платья на груди.
Одним из интереснейших элементов женской одежды кавказских народов являлся кафтанчик, который надевался девушками в подростковом возрасте. Эстетическое наполнение достигалось наличием крупных металлических застёжек, а также золотым шитьём. «По своему покрою, назначению и системе застёжек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застёжки представляли собой продолговатые, металлические, суженные к концам пластинки, одна из которых кончалась петлёй, а другая – полушаровым выступом. При застёгивании кафтанчик туго натягивался. Если же одежда с такими застёжками была свободной, они расстёгивались. Девичий кафтанчик шили по возможности из дорогих тканей – плотного шёлка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна... Предпочитались цвета чёрный, тёмно-красный, реже синий, голубой, зелёный…» (Е.Студенецкая)
Ингушские девушки любили украшения – подвески с полукруглыми лопастями. Излюбленными украшениями являлись серьги – довольно оригинальные (в виде дисков, колечек). Они обычно завершались подвеской-стерженьком с металлической бусиной. Женский наряд завершали кольца с вставками-жуковинами из цветного стекла или сердолика и ожерелья из синих, коричневых стеклянных бус. Ингушские височные подвески, несмотря на массивность форм, отличались виртуозным применением выпуклых шишечек (лопастей) в сочетании с лёгкой орнаментальной насечкой. Это придавало украшению своеобразную скульптурную выразительность и монументальность (Е.Крупнов).
Узко стянутый корсет и высокий курхарс на голове придавали ингушке строгий вид, и в то же время длинные косы, развевающееся платье и скромная походка говорили о женственности, достоинстве, грации. Курхарс, как установили исследователи, на Кавказе одевали только ингушки. Е.И.Крупнов справедливо относит курхарс к индивидуальным чертам ингушской культуры позднего средневековья, называя его парадным женским головным убором. Ингушский курхарс, имеющий значительные черты сходства с т.н. «фригийским колпаком», по мнению Л.Семёнова, подтверждает гипотезу о связях Ингушии с Малой Азией. По его описанию курхарс – это «особого рода головной убор – подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой. «На металлической основе могло быть изображение солнца, – говорит В.Хамхоев. – Возможно отсюда и появилось выражение «Хьажюкъе малх боагаш яле а» (Даже если во лбу светит солнце). Отличительные особенности головного убора курхарс представляет для нас интерес ещё и потому, что в нём прослеживаются эстетические представления эпохи средневековья, цветовая гамма, узоры растительного и геометрического характера. В этих головных уборах проявляется эстетический вкус, высокое мастерство их создателей, своеобразие их миропонимания, в котором отголоски древней культуры усилены художественным воображением. Указанный головной убор частью сохранился в некотором видоизменённом виде в свадебном головном уборе ингушской невесты (Х.Акиева).
В современном ингушском обществе от прежней формы одежды сохранилось немного. Национальный костюм девушка одевает только в день свадьбы. Он отличается особой пышностью.
Свадебное платье должно быть белого цвета. Это цвет чистоты, святости, благородства. Он связан с представлениями о светлом, добром, нравственном. Белый цвет ассоциируется с дневным солнечным светом, нравственной чистотой, считается олицетворением жизни и благополучия.
Весь ансамбль свадебного костюма имеет своё эстетическое наполнение, строится по законам гармонии частей и целого, меры во всём. Он состоит из приталенного нижнего платья - чура коч, т1ера коч - верхнего распашного платья, «на которое по обеим сторонам пришивались дото - серебряные нагрудники с каменьями; полщув - третье прозрачное платье, с глубоким вырезом по пояс, чтобы были видны нагрудники». Серебряные нагрудные застёжки обычно «нашивались непосредственно на борта платья от ворота до талии, иногда в 16 - 20 рядов», - пишут в своём исследовании Д.Чахкиев и Б. Абдулвахабова. С конца ХVIII века появились специальные нагрудники с застёжками. «В начале ХХ века застёжки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник. … Более ранние традиционные застёжки были чаще всего литыми, украшенными гравировкой, иногда чернью, полосками ложной зерни. Позднее широкое применение нашла накладная филигрань; встречалось также украшение камнями или цветными стеклами. Появились застёжки с несколькими перехватами, акцентированными выступами или розетками, застёжки в виде изогнутых и распростёртых крыльев или хвостов и др… На технологию изготовления и характер украшения застёжек влияло и то, что Владикавказ был центром всего Северного Кавказа (Владикавказ был историческим, культурным и социально-экономическим центром ингушей до 1934 года – Д.З.), городом, где было много ювелирных магазинов, а также мастерских, в которых работали, главным образом, пришлые мастера – кубачинцы, лакцы, армяне» (Е.Студенецкая). Местные ювелиры перенимали у них секреты мастерства. А, между тем, «украшения, как и одежда, служат важным источником для изучения истории и культурно-бытовых особенностей народа, его связей и контактов с окружающим населением, а также художественных традиций, бережно сохраняемых многими поколениями» (Г.Сергеева).
До середины ХХ века почти в каждой ингушской семье имелись серебряные пояса, нагрудники с драгоценными камнями и другие украшения. Депортация 1944 года явилась трагедией для народа и в плане сохранения материальных и культурных ценностей. Только некоторая часть людей смогла вывезти с собой украшения, доставшиеся им в наследство. Вывезенные ценности не продавались даже под страхом голодной смерти. В настоящее время их обладатели любезно предоставляют этот необходимый атрибут свадебного костюма, когда к ним обращаются.
Свадебный национальный костюм сохраняет свою актуальность. Верхняя часть платья шьётся по фигуре, со скошенными бортами, открытой грудью, без воротника, с застёжкой до пояса. Нижняя часть, отрезная по талии, спереди лежит гладко, а на спине пришивается в сборку. Национальный костюм сочетает в себе единство этического и эстетического.
В прошлом «сверху юбки надевали 1ажаргаш – род нарядного фартука, гармонирующего по цвету с нагрудником и юбкой. 1ажаргаш шили из бархата, на котором вышивали национальный орнамент. Такого же цвета и узора делали и свадебную шапку». В уникальном головном уборе ингушской невесты отразились эстетический вкус и художественное мышление народа. «Ега кий» - шапочка в форме усечённого конуса, богато украшенная золотым или серебряным шитьём, полудрагоценными камнями, гармонично сливается вместе с другими атрибутами в единый ансамбль свадебного костюма. Поверх шапочки покрывается к1ай шифон - белый шифон. В настоящее время в свадебном костюме используется и фата из тюля мулине или воздушного тюля. Величина фаты зависит от моды, но чем она длиннее и шире и чем больше окутывает невесту, тем красивее. Вуаль частью спускается на лицо невесты. На руки надеваются перчатки по локоть, а в руки берётся в тон свадебного платья маленькая сумочка, вышитая бисером.
Обязательной принадлежностью свадебного наряда является дото т1ехкар - серебряный пояс. Он украшен полудрагоценными и драгоценными камнями. Местные ювелиры умели делать из серебра и бронзы высокохудожественные изделия. Сочетанием чеканки, гравировки и филиграни мастера достигали большой декоративности, многоцветности металла, его мерцания (В.Марковин).
В монографии Дзараховой З.М-Т. «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей» представлены иллюстрации нагрудных украшений, кафтанчиков, сохранившихся в частных коллекциях населения Ингушетии. Особую гордость представляют серебряные пояса, их разнообразие, сохранившееся в архивах старшего поколения и в фондах государственных музеев.
Исследователь Л.У.Тариева в своей работе «Ингушский костюм» описывает помимо основного свадебного платья невесты ещё и необходимые костюмы предсвадебного и послесвадебного дней. Бывает так, что обряд найц чувар - приход зятя в родительский дом невесты - происходит до свадьбы. Невеста могла к этому дню приурочить костюм, который одевался ею на второй день свадьбы -шоалаг1ча дийнахьа ювхар (наряд на второй день).
Одним из основных атрибутов женской красоты во все времена являлись волосы, косы. И чем они длиннее и гуще, тем их обладательница считалась красивее. Косы как бы составляли часть национального костюма. «Коса - девичья прическа – символизировала девичество, девичью волю», - пишет Н.Х.Тхамокова. В день свадьбы косы расплетались, что являлось как бы прощанием с девичьей молодостью. Голову и лицо невесты закрывали, что распространено было почти у всех народов Кавказа.
Соответствующее представлениям о красоте, отражённым в народном сознании, национальное свадебное платье у ингушей сегодня также актуально и предпочтительно, несмотря на стремительно меняющиеся нравы моды. Следует отметить, что искусные мастера по пошиву свадебных национальных костюмов пользуются в Ингушетии особым уважением. Они создают уникальные ансамбли, сочетающие в себе черты глубоко ингушской и европейской культур. Функциональность и эстетичность нарядов раскрывают максимальное их соответствие торжественности свадьбы, а искусство рукоделия, вышивки демонстрирует высококачественное исполнение в соответствии с развитым вкусом и эстетическим идеалом.
Из монографии Дзараховой З.М-Т.
«Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей».
Ростов-на-Дону, 2010.