Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в «прокрустово ложе» всеобщей похожести. Просим все молодежные организации, все население Северного Кавказа поддержать нашу идею и помочь реализовать ее!
1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была подготовлена и утверждена программа «На пути к культуре мира». Цель этой программы – формирование и внедрение в международные отношения культуры мира, культуры терпимости и ненасилия. Эта программа состоит из 3 пунктов:
1. Воспитание детей и молодежи в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и историй;
2. Обучение молодежи отказу от насилия и использованию мирных средств разрешения конфликтов;
3. Развитие у грядущих поколений чувства альтруизма, открытости, и уважения к другим, солидарности и сопричастности.
Это и легло в основу миротворческого проекта, который мы предлагаем реализовать.
«Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Стихотворение написано ребенком - инвалидом - девочкой, никогда не жившей жизнью обычных детей.
В стране по разным оценкам таких детей может быть под 1,5 миллиона. Проблемы этих детей, проблемы их семей, известны тем, кто в этой области работает – но и только им. Широкая общественность, в том числе духовенство, почти не знает проблемы этих детей, практически не интересуется ими, избегает по принципу « Не мое- не болит». Это, конечно, не облегчает решение связанных проблем. Мало знают о них, в большинстве своем и различные министерства.
Так, на примере этой девочки, мы встречаемся с проблемой детей- инвалидов в глубоком и общем смысле. Она не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время эти строки показывают, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас.
Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества - от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до человеческой, моральной атмосферы, в которой живут их семьи. Все стороны требуют внимания.
Положение самой незащищенной части нашего общества является лакмусовой бумажкой благополучия, или, вернее, неблагополучия, общества; а наше отношение или отсутствие отношение к таким детям, является индикатором наших человеческих, моральных проблем, с которыми мы живем.
Дети-инвалиды это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей, душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.
Нужно помнить, что и что эти дети являются людьми, такими же, как мы!!!! Возникает вся проблема помощи им!!! Древний языческий мир не знал такой проблемы. В Спарте больных детей уничтожали. Но, мы живем не в древнем мире, а в цивилизованном, причем в своем большинстве гуманном, верующем обществе.
Поэтому вся тема тяжелых больных детей, детей с патологиями, с психическими и умственными серьезными патологиями, в конечном счете, целиком висит не на тех или иных социальных принципах, гарантиях, правах (людей, детей), крайне важных в решении возникающих проблем, которыми надо заниматься. Но сами принципы и права являются следствием человеческого, личностного аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей, видеть личности.
Простейшим образом это проявляется в том, что именно родители таких детей, не отказавшиеся от них, любящие, и видящие в них именно детей, то есть имеющие к ним самое прямое и личное отношение, всегда были двигателями в этой проблеме. Не сверху спускались законодательные акты, но именно родители и, затем, присоединившиеся к ним психологи, медики, педагоги, юристы, часто сами прошедшие через такой же родительский опыт, знающие его изнутри, стоят у истоков всех социальных инициатив в этой области, от создания групп и центров поддержки до законодательных актов.
Таково простейшее свидетельство, что все социальные принципы, гарантии и права в этой области являются следствием человеческого, личностного аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей, личности.
И все это есть прямое следствие поворота, которое совершила религия и человеческие качества в отношении к людям, к детям. Поэтому эти дети, их появление в наших жизнях, в наших семьях, не только что-то отнимают от нас, требуют от нас (труда, помощи, отказа от каких-то жизненных перспектив), но и в свою очередь дают нам, что-то существенное дают.
Каждый человек – уникальный. Мы живем бок о бок , мы интересны друг другу от своей разности. Конфликтов и войн не будет, если ты уважаешь и знаешь другую культуру, традиции, обряды. Просто надо слышать и чувствовать друг друга!
Исторически сложилось, что на Северном Кавказе проживают представители много различных национальностей. В последнее время Кавказ принял множество этнических и экономических мигрантов. Геополитическое и географическое положение нашего региона вызывает переплетение различных политических и экономических интересов.
На рубеже веков среди населения усилилось деление на группы, стремление к этнонациональному сепаратизму, которые пропагандируют собственное превосходство и разжигают национальную рознь, что приводит к тяжёлым последствиям, таким как война, теракты, взрывы. Экстремисты все больше стремятся воздействовать на поведение и чувства людей, особенно молодежи. Телеэфир пестрит частыми сообщениями о групповых драках студентов разных национальностей, что молодые люди нарушают общественный порядок и покой, отплясывая лезгинку в полночь на площадях городов, о возникающих на этой почве перестрелках.
Мы понимаем, мирное проживание в многонациональном регионе возможно при условии, когда все люди понимают и признают чужую культуру, нравы, законы.
Осознавая первостепенную важность миротворчества для каждого из нас, мы хотим внести свой вклад в воспитание толерантности среди многонационального населения могучего Кавказа.
Если будет уважение между народами, культурами, значит будет мир!
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Свидетельствуем то, что недавно наблюдали сами. В интернате для детей инвалидов мы видели детей с тяжелыми патологиями, которые лежали в кроватях-летках, и не были способны произнести ни слова. Почти все они были с глубокими интеллектуальными нарушениями. И все нуждались не только в физическом уходе, но и в человеческом внимании к ним, в ласке, причем нуждались можно сказать, физически. Они сияли, когда с ними общались люди, и они, порой, буквально бились головой о сетку клетки, в отчаянии, когда человек, проявивший к ним внимание, должен был от них отойти. Без этого человеческого участия они не могли развиваться. Вот сила человеческого участия.
И глубинная причина понятна – ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность.
Поэтому государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. А личная помощь лучше всего может осуществляться в семье, в нормальной, хорошей семье. Там ребенок может получить любовь, и быть желанным даже при его патологии. Поэтому для эффективной помощи ребенку-инвалиду, государство должно не отрывать ребенка от семьи, а поддерживать семью. На это должна быть ориентирована и законодательная, и юридическая, и экономическая, и психологическая поддержка.
Но, в реальной жизни такие дети оказываются в интернате. Государство выделяет средства на их жизнь, их содержат, кормят, оказывают какую-то медицинскую помощь.
Но, дом ребенка – казенное заведение. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети. Опять же официальная статистика: в интернатных учреждениях, дети болеют больше, чем в семье. В среднем в интернате доля здоровых определяется в диапазоне от 2 до 15% , а в современных семьях относительно здоровы 45%.
Но если дети остаются все же дома, если их не отдают, возникают свои трудности. Эти семьи почти не поддерживаются государством и обществом, и Духовенство плохо знает их проблемы. Обычно такие семьи не имеют ни юридической, ни психологической помощи.
Часто, после рождения ребенка-инвалида, семья распадается, отцы уходят . По социальным опросам, на которые ссылается Уполномоченный по правам человека, в дальнейшем треть этих отцов никогда больше не встречаются с этими детьми. Мать остается одна, она ближе к новорожденному, она жалеет и любит своего больного ребенка, но она часто не выдерживает и срывается эмоционально.
Это усугубляется тем, что семья ребенка-инвалида не защищена материально. По утверждению Уполномоченного по правам человека, доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием составляет не более 3% необходимых затрат!
Это тоже следствие установки на приоритет «изъятия» инвалидов из общества и содержания в интернатных заведениях, потому что существует огромная 5-ти, 7-ми кратная разница в средствах, выделяемых государством на ребенка в интернате и на поддержку его в семье. Разница типа 14 – 20 тысяч рублей на содержание ребенка в интернате, и только 2-5 тысяч рублей в семье.
Это значит, что основная сумма выделяемых государством средств крутится в интернатных учреждениях, и оседает где-то там, в социальных структурах, в толщах чиновников. Они не доходят до конкретных детей.
Между тем, расходы на содержание больного ребенка, на осуществление коррекционных программ с ним, в 3 раза выше, чем на содержание здорового ребенка. И вот,в итоге всего, одинокая мать ребенка-инвалида нередко находится еще и сама в состоянии депрессии. Она замыкается в четырех стенах в своей беде, отодвигается от друзей и сослуживцев, испытывает комплекс вины. Она оказывается в том положении, в котором помощь окружающих ее людей, наша помощь, могла бы быть особенно эффективной. Ее проблемы остаются для окружающих людей скрытыми и не понятными.
Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом – но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.
«Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной»
Существует очень сложная проблема обучения детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Особенно это касается детей с аутизмом, с Даун-синдромом, и других. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам, и специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Однако у нас в стране нет развитой системы обучения таких детей. Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно.
И,последнее: в проблеме детей-инвалмдов надо иметь в виду и их будущее трудоустройство. Работа – это, ведь, не только работа, это мощный инструмент социализации человека, его реабилитации (если речь идет об инвалидах). Не все инвалиды способны выполнять какую-то работу. Но даже если бывший ребенок-инвалид способен выполнять ее, он не может работу получить. У нас занятость повзрослевших детей-инвалидов не превышает 15%, в то время, как в США она в два раза выше, в Великобритании – почти в три. В Китае же 80% всех инвалидов так или иначе, включены в работу.
Все нами сказанное призвано обратить внимание руководства нашей республики и общественности, а также все силы доброй воли Северного Кавказа, к проблеме содержания, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Комитет молодежного правительства планирует организацию строительства специализированной республиканской школы - реабилитационного центра для постоянного проживания примерно 700 детей инвалидов, в котором будут работать самые квалифицированные специалисты – педагоги и врачи, при этом оказывать волонтерскую помощь по уходу за детьми охотно согласятся студенты медицинского колледжа и медицинского факультета ИнГУ (соответствующие разъяснительные беседы с ними проведены).
Кроме того, возможно принятие на работу в такое учреждение самих инвалидов, способных выполнять тот или иной требующийся вид труда. Желающие интерны и ординаторы – врачи также смогут работать в данном центре на контрактной основе. Предполагается выделение сотрудникам данной школы - врачам, педагогам и др., а также самим инвалидам, окончившим обучение и достигнувшим совершеннолетия, льготного жилья и пенсии, желательно на территории или в недалеком отдалении от центра, помочь в создании семьи и оказать психологическую и моральную поддержку.
Мы предлагаем на медицинском факультете ИнГу и медицинском колледже ввести преподавание новых учебных дисциплин, необходимых для новой специальности – врача и среднего медработника по работе с детьми-инвалидами.
Поэтому в своем проекте мы рассмотрели все стороны для создания все возможных условий для развития и жизни таких детей.
«Мне нравятся ночь и день.
Мне нравится их непохожесть.
Их шитость тоже нравится мне,
Шитость звёздами и Солнца лучами.
Мне нравятся их чудеса и тайны.
Шитость великой Книги событий,
Книги, которую пишет всевышний о мире».
На наш взгляд проект- «Дом для детей-инвалидов» Северного Кавказа является уникальной возможностью решить множество проблем и содействовать построению «сотрудничества и доверия». Мы сможем объединить и решить проблемы детей-инвалидов и их родителей из Адыгеи, Дагестана, Ставрополя, Северной Осетии-Алании, Чечни и Ингушетии, заняться активной работой направленную на :
• взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами Северного Кавказа;
• толерантного отношения ко всем людям, независимо от того, какая у них национальность, вероисповедание, есть ли у них инвалидность;
• включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшение качества их жизни;
• изменения негативного отношения, стереотипов, существующих в обществе по отношению к людям с инвалидностью;
• повышения эффективности работы общественных организаций инвалидов;
• оказания помощи людям с инвалидностью и их семьям в приобретении навыков и знаний, необходимых для полноправного участия в общественной жизни и для получения доступа к образованию и трудоустройству;
• обучения специалистов, государственных служащих, родителей, учащихся, работодателей и других членов общества об инвалидности с целью преодоления физических и психологических барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды , Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз ,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых ,не добрых ,немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети-ангелы ,не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь ,тепло
Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь…
Болезнь ребёнка- это не только страдания ребёнка. Рядом с ним борются, любят, страдают, бьются, близкие ему люди. Иногда кажется, что сил уже нет, те, кто испытывал это состояние, хорошо знают, как хочется иногда отвернуться лицом к стенке и не шевелиться, ничего, никого не видеть, ни с кем не общаться.
Мы уверены, что добрых людей на этом свете не мало и наше желание помочь детям не оставит никого равнодушными!!!
И самое главное, мы верим, что МИР и ДРУЖБА снова вернутся на Северный Кавказ!
Для выполнения данного Проекта необходимо разрешение и финансирование как со стороны Государства, так и самого населения.
Молодежное правительство планирует открытие благотворительного Фонда для сбора средств на строительство школы-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, причем эта школа будет содержать и обучать не только жителей нашей республики, но и соседних регионов. Мы планируем построить самую современную и высокооснащенную, оборудованную всей необходимой техникой и др., призванную не только помогать инвалидам, но и укреплять дружбу между народами.
Проект строительства вышеуказанного учреждения подготовлен и находится на стадии обсуждения с молодежью Северного Кавказа, выставлен на итернет-сайтах, а также в прессе. Планируется проведение телеэфира с целью пропаганды данного Проекта.
Просим Руководство Республикой и Парламент поддержать нашу инициативу.
Министр здравоохранения Молодежного Правительства РИ Цороева А.Б.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи