Методы воспитания:
1) Эхь (Стыд) — один из эффективных добрых способов изменить плохое поведение у людей. Говоря современным психологическим языком, вайнахи считали, что поведение человека обусловлено его точкой зрения, т.е. ассоциациями. Стыд — внедренный в сака с детства — дает ему думать, что ему будет крайне стыдно, если он переступит предел Чести. Стыд — отличный способ, благодаря которому в человеке можно изменить ассоциации т.е. изменить человека, его точку зрения в пользу Чести.
2) Наалт (Порицание) — один из самых главных и эффективных способов, который вайнахи применяли для воспитания. Так, вайнахи вещали на все плохое ярлык «Наалт» — «Позор». Все плохое всегда порицалось, осуждалось. К примеру, «лечкъийнаг адам дац!» — «тот кто украл — не человек!» и пр. У вайнахов с детства возникало отвращение к преступлениям и разврату. Наалт — одна из основ воспитания благородных саков.
Вайнахи воспитывались в обществе, где всегда возносилось добро и осуждалось зло.
3) Дика дош (Доброе слово). Вайнахи считали, что изменить плохое поведение можно также и способом, которого они называли «Дика дош» («Доброе слово»). Формула «Дика дош» заключена в простой цитате: если хочешь, чтобы человек изменился в добрую сторону, лучше промолчи о его недостатках и говори ему только позитивное, находи в нем лучшее, и указывай ему только тот путь Чести, по которому он станет совершеннее. На этом пути к Чести он сам обнаружит свои недостатки и ликвидирует их — но ты никогда не указывай на его недостатки, а укажи ему только путь, по которому он станет совершеннее. Ведь человек изменится только тогда, когда он найдет Разумом-Сердцем ту дорогу, которая ведет в другой мир — мир доброго совершенства. Дика дош — один из самых мощных способов, которые способны кардинально изменить поведение человека.
4) Г1иллакх (Этикет) — еще один способ изменить плохое поведение человека. Вайнахи считали, что проявление Г1иллакх (Этикета) к плохим людям действенно изменяют плохо ведущих себя людей в хорошую сторону (или, по крайней мере, у них внутри начинается борьба добра со злом под влиянием вашего этикета). Этикет меняет внутренние ассоциации о Чести у людей, к которым вы применяете Этикет. Изменение внутренних ассоциаций по поводу своего поведения — самое главное для того, чтобы плохо ведущий себя человек встал на путь Чести.
«Эзди вацачунца лела де эздел — цун духьа а дацаш хьай духьа лела де» — «Веди себя благородно и с неблагородным — не ради него, а ради себя».
«Эрий ара хье цхьаькха висача а, хьай дег1аца эздел лела де» — «Если даже ты один и в безлюдной пустыне, будь благородным сам для себя» (чечено-ингушские поговорки).
Вайнахи считали, что никогда нельзя наказывать «отступившихся» — за редким исключением. Наказание — злой способ изменения поведения, которое всегда дает обратный эффект — ненависть. Вайнахи считали, что физическое наказание — унижение Чести и для того, кто наказывает, и для того, кто принимает наказание.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи