Прочитав эту статью, я не мог не поделиться ею...
Начну с того, что я большой любитель Черемши.
Я могу её есть на завтрак, обед и ужин и после ужина ещё 3 раза. Я так люблю её, что могу на вкус определить не только географию её происхождения, - узнать с Бамута она или с Шаами-Юрта или даже, пусть с Ведено или Ножай-Юрта, но и многое другое, связанное с её вкусовыми качествами.
Когда я ложу в рот порцию черемши, и её сок в месте с маслом, приводя в восторг все рецепторы языка, впитывается не только в стенки желудка но и в мою душу, погружая меня на мгновенье в экстаз, я, могу с точностью до миллиметра, определить толщину стенок сковородки, в которой её жарили, а также температуру огня и даже цвет халата и имя хозяйки, которая её приготовила!
Но, к сожалению, вот уже как десять лет, я лишен возможности есть черемшу, вследствие того, что нахожусь вдали от моей Родины, земля которой взрастила не только меня, но и каждый год в определенный сезон взращивает этот бесценный продукт.
У читателей может возникнуть вопрос, где же я находился, что не мог достать черемшу, а находился я в Страсбурге, это 5000 километров от Грозного!
Страсбург это политическая столица Европы, а про Грозный вам объяснять не надо, так как со школьной скамьи мы все знаем, что Грозный, это столица мира.
В магазинах Страсбурга есть все, от корней Баобаба, до сундучков в которых индейские племена Америки хранили скальпы своих жертв, но, черемши, к сожалению, нет.
Этот недостаток, наряду с другими, но менее заметными, изрядно выводил меня из себя.
Кстати о недостатках, вы не подумайте, что я жалуюсь, здесь всё, так же как и дома: по утрам регулярно восходит солнце, а по вечерам, также регулярно, наступает ночь.
Так же как и у нас дома, весь город заполнен существами которых дарвинисты прозвали «гомо сапиенс», они находятся в постоянном движении и издают непонятные мне звуки, которые у них служат местной формой общения. Со временем я тоже освоил несколько тысяч этих звуков, и начал потихоньку, вливаться в эту постоянно движущуюся массу. Но, всё равно, это всё было чуждо моей черемшовой душе.
Однажды мне позвонила моя знакомая из Австрии, и в разговоре со мной, упомянула, что она слышала, что кто- то, блуждая в лесах Австрии, обнаружил место, где растет Черемша.
Это было настолько чудесно и неожиданно для меня, что, я ей, конечно же, не поверил, так как твердо знал, что черемша растет только в Чечении и хозяева черемши это чеченцы, даже наверно имеется какой-нибудь патент, лежащий в сейфе где - то в сельсовете Бамута.
Но, через некоторое время, группа чеченских разведчиков ветеранов из закрытого общества «Зелёный Змий», несмотря на свой преклонный возраст, героически продолжающие свою горькую работу, совершая очередной рейд мо местам боевой славы в окрестностях Страсбурга, совершено точно установила, что в нарушение всех законов об авторских правах, французы - несколько веков назад, вывезли образцы черемши из Чечни и рассадили её по всей Франции, переименовав её в «Медвежий Лук».
По всей видимости, Александр Дюма украл у нас не только невесту, но и черемшу, не зря он там в своих записках, что- то бурчал про французов с Кавказа.
Эта новость быстро разошлась по всей Франции, но место находки разведчики долго держали в тайне.
Но всё тайное рано или поздно становиться явным. Через год после того как стало ясно, что черемша в Страсбурге есть, только надо хорошо поискать, мой хороший знакомый пригласил меня пойти за черемшой в лес. Он, оказывается, оказался умнее всех: зашёл в магистрат, в отдел Лесное хозяйство, объяснил, что ему нужно и вскоре вышел с распечатанное картой на руках, где подробно указывалось место произрастания в окрестных лесах черемши, и в каком количестве, а так же подробная технология сбора!
Я сразу согласился и тут же получил небольшой инструктаж о необходимом инвентаре, о чём хочу поставить в известность всех любителей национального продукта .
Итак, для сбора черемши необходимо:
1. Знать место, где растет черемша.
2. Тепло одеться: на ногах должны быть резиновые сапоги (чтобы не промочить ноги и против грязи).
3. Нож с лезвием не менее 15 сантиметров.
4. Кожаные перчатки.
5. Грабли (для того чтобы разгребать листья и ветки, ибо черемша растет под ними, то есть она прикрыта прошлогодней опавшей листвой и снегом).
6. Сумка (в которую собирают черемшу).
Растет черемша обычно в конце зимы.
Собрав все необходимое, мы двинулись в поход за черемшой. Лес, в котором мы должны были собирать черемшу, находился в километрах пятнадцати от моего дома и мы туда доехали быстро, минут за десять. Каково было наше изумление, когда по прибытию мы встретили, экипированных также как и мы, наших соотечественников, о цели их нахождения спрашивать не приходилось.- Болх мели хуьль.( Бог в помощь) только и оставалось нам сказать, становясь рядом с ними и начиная охоту.
Для начала я взял грабли и расчистил участок земли от листьев. Когда я разгреб листву, то на поверхности черной богатой лесной земле, появились острые светло-зелёные вершки черемши, похожие на стебельки подснежников выбивающихся из под предвесеннего снега.
Теперь нужно было аккуратно брать за верхушки стеблей черемши, и с помощью ножа, погружая его в землю, отрезать её с башмаками от корней. Башмак, это белесая луковица в основании корня черемши.
Таким образом, стебель за стеблем, корешок за корешком, я заполнил сумку.
Конечно, это адский труд, и после этого чертовски болят - спина, ноги и руки, Но за то какое удовольствие ты получаешь от осознания того, что ты находясь на расстоянии 5000 километров от того места где ты родился и вырос, ты нашёл нечто такое, что как то породнило тебя с этой землёй… и ты ощутил её заботу о себе…как было у нас дома. Как будто земля мне показала, что где бы ты ни был, исполняя повеления Аллаха, (Свят он и велик) все равно ты у себя дома...
Впервые, с тех пор как я приехал в Европу, я себя почувствовал спокойно, в это момент мне показалось, что вот сейчас выйду я из леса с сумкой черемши, и окажусь на окраине селения Ачхой-Мартан, до того родным, мне показался этот клочок земли!
Уже темнело, и мы с моим товарищем разъехались по домам. Сколько было радости у домашних, когда я принес домой полную сумку черемши, как будто я принес частичку родины, как будто я открыл им окно, и они увидели через него свою милую Родину - Грозный, Ачхой-Мартан…
Дети, почувствовав важность происходящего, начали задавать вопросы, что это, с чем его едят?
И я им с важностью абрека Зелимхана пленившего Шаляпина, объяснял, что это Черемша, чеченская старинная еда, растет в Чечне и что Черемша, которая растет в Страсбурге, это родная сестра черемши, растущей в Чечне.
А как дети радовались, когда им поручили очистить Черемшу от башмаков, они это делали так, как будто выполняли чрезвычайно важную миссию, как будто проходили обряд посвящения в чеченцы…
Iабдул-ГIани Джеирханов
http://www.wekal.eu/wekal/416-cheremsha-kak-sostavnaya-chast-rodiny.html