Пояс во все времена считался обязательным элементом мужского одеяния горцев. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками – древняя традиция не только чеченцев и ингушей, она бытовала и у соседних народов. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики. И только во время траура мужчина мог ходить распоясанным.
Вся одежда вайнахов должна была быть пригнана к телу, пояс же затягивался туго, чтобы между ним и талией невозможно было протиснуть пальцы. В общем-то, вайнахи не любили полных и пузатых мужчин, называя их по имени с прибавлением компонента «брюхо»: Т1ингар-Ахьмад - «Брюхо» - Ахмед, Гай-Ваха - «Пузо» - Ваха.
Е.Н.Студенецкая так описывает наиболее распространенные типы поясов: «По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX - начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху. К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальник или жирница - прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое главное - на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее» (Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.- М. С. 94.).
Узкие ремни с железным или медным набором найдены в склепах осетин и ингушей. Е.Н. Студенецкая приводит определение Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом» (Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.- М. С. 94.).
Итак, подобные пояса были характерны для всех народов Северного Кавказа, а не только для чеченцев и ингушей.
Особо нужно отметить традиционный пояс с серебряным набором, который, помимо пряжки, наконечника и обоймочки, украшался накладными фигурными бляшками, гравировкой и позолотой по серебру. Богато украшенный пояс был престижной частью мужского гардероба, особенно молодежного, мог свидетельствовать о социальном и имущественном положении владельца.
Заказы металлических наборов для поясов выполнялись мастерами-ювелирами из Дагестана, работавшими в городах и селах Северного Кавказа отходниками. Местные мастера, а их было немного, учились у них.
Пояса широкие матерчатые носили старики, муллы, хаджи, а также мужчины, находящиеся в трауре. Ими могли подпоясать бешметы, но черкески - никогда. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом и получался пояс. Его оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя концами. Войлочные пояса шириной 4-6 см повязывали во время косьбы. Но самой устойчивой частью вайнахского мужского костюма был и остается до сих пор узкий кожаный пояс с металлическим набором.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи