Адаты - это неписанный свод законов народов, носителями которых у ингушей были цей-нах и каждый взрослый человек в них разбирался.
Адат в переводе с арабского - обычай.
В последнем тысячелетии адатом на Кавказе стали называть те обычаи, где запрещалось то или иное деяние и за нарушение запрета определялось наказание.
У ингушей существовал институт Мехк-кхел, члены которого избирались из вайнахских обществ.
Мехк-кхел ежегодно собирался близ Тхаба-Ерды, все желающие так же могли присутствовать на этом собрании. Здесь решались вопросы, касающиеся всего народа, также решались и вопросы судебного порядка.
При необходимости Мехк-кхел принимал закон (ва1ад), который был обязателен для всех.
Такой закон впоследствии так же мог называться ингушским адатом.
Надо заметить, что адаты народов Кавказа имели отличия, т.е. имели национальные признаки, хотя основополагающая суть заключалась у всех в главном: адаты запрещали убийство, воровство, насильственное умыкание, клятвопреступление, кровосмешение, прелюбодеяние и другие негативные проявления в обществе.
Первый признак адатов - это запрещающая суть, как закона с последующей мерой наказания. Можно утверждать, что адаты являются частью духовной культуры наряду с традициями. Несведущему будет трудно определить, что является адатом, что обычаем, а что традицией, ориентируясь только на запреты.
Есть в культуре ингушей элемент, называемый эздел (этика). Этика запрещает вход мужчины в жилище, если в доме нет хозяина, или старика. Или другой пример: запрещалось сквернословить близ реки или водоёма, запрещалось справлять нужду, загрязнять воду.
В этих случаях не было предусмотрено наказание и можно сказать, что эти запреты не относятся к разряду адатов.
Можно констатировать, что адат, обычаи, традиции и другие элементы культуры взаимосвязаны, а все вместе выполняют задачу регулятора жизнедеятельности. При этом адаты обозначают жёсткие нормы поведения, являясь предостережением от постыдных поступков.
Учитывая, что все мужчины до 20 века носили оружие с пятнадцатилетнего возраста, адат запрещал обнажать это оружие, если оно не будет использовано по назначению. Также существовала и норма наказания за такой поступок. Здесь срабатывал инстинкт сдерживания и до последнего не браться за оружие.
Позором считалось наносить колотые удара, кинжалом полагалось бить как мечом или саблей. Этот случай относится к этике. В традиции ингушей можно выделить особое отношение к женщине. Ещё со временем матриархата существует выражение ц1ен-нан (мать-огня). Также уважительное отношение к девушке. Девушка вне двора не могла появляться одна. Если девушка шла на свадьбу, на праздник ее сопровождал близкий родственник с оружием. Посторонний не имел права коснуться её. Во время танца было единственное исключение, когда партнёр мог коснуться пяткой или каблуком каблука девушки, но для этого джигит должен был быть виртуозным танцором. Тут четко проступает и норма адата, а в последнем случае и традиция. Если среди дерущихся появлялась женщина и, обнажив голову, бросала платок или другой головной убор между ними, дерущиеся расходились, иногда с желанием выяснить отношения в другом месте.
Адат ингушей запрещал женитьбу на родственницах, даже когда родство уходило вглубь нескольких веков. У некоторых народов Дагестана разрешалось жениться на двоюродной сестре. Для ингуша это немыслимо и сегодня.
При умыкании (насильственном) любой посторонний обязан был пресечь это, даже с применением оружия, рискуя жизнью. Этот факт можно отнести к разряду обычаев, т.к. за невмешательство наказание не предусматривалось, хотя впоследствии в глазах окружающих такой человек становился посмешищем, и никакие подвиги не могли его реабилитировать. Жестко осуждалось клятвопреступление. Клялись ингуши могилой отца, золотым солнцем и богом. Преступивший клятву нёс наказание-изгнание, игнорирование окружающими и близкими, и это была норма адата.
Адат запрещал брать на опасное дело, грозящее смертью, двоюродного брата без согласия его отца. Только в отношении брата матери и племянника сестры это правило исключалось. Здесь прослеживается и традиция отношений с родственниками матери.
За убийство женщины ингушский адат требовал две крови, у других народов только в том случае, если женщина была беременна.
За непреднамеренное убийство адат не требовал крови, тут вступали другие отношения, такие как обычаи, традиции.
При прощении убийства адат мелхестинцев не разрешал брать за кровь деньги или скот, и это его отличие от адатов других народов и племён.
У вайнахов особое отношение к гостю. Позор и осуждение тому, кто обидит гостя, кем бы тот ни был. Пропажу имущества, коня должен был возместить хозяин дома, где тот остановился. Это правило осуществлялось и у других народов Кавказа. Адат не разрешал убийство кровника до его совершеннолетия.
Прелюбодеяние осуждалось у всех народов и жёстко каралось законом адата.
Надо заметить, что адаты не были тождественны у народов. Ингуши славились строительством башен и тут появляются свои адаты.
Строитель боевых башен, выезжая за границы Родины (Мохк), не имел права строить классическую ингушскую башню. Строительство башни не могло продолжаться более года даже на один день. При строительстве также учитывалось мнение первого поселенца, т.е. второй, третий должны были согласовывать место, высоту башни, расположение окон и бойниц. Господствующее положение в селении было у первого поселенца.
В первой половине 19 века ингуши приняли ислам, и с этого времени начинается использование шариатских норм отношений. Надо сказать, что большая часть адатов не противоречит нормам шариата. В основе того и другого права лежат законы не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не загрязняй экологию и т.д., т.е. общечеловеческие ценности.
Были нормы адата и шариата несовместимые, когда речь шла о мере наказаний.
По адату ингушей за пощёчину или удар кнутом полагался в ответ удар кинжалом, тогда как по шариату за пощечину полагается пощечина, за удар плеткой только удар плеткой. Тут у ингушей учитывался факт оскорбления и нанесения позора.
За кражу скота по адату ингуши требовали до трех голов за украденную одну. Шариатская норма - одна к одной.
За выбитый глаз по адату можно было ослепить обидчика. Шариатская норма - один к одному и даже с учетом левый за левый и т.п.
Приведение норм адата в соответствие с шариатом по некоторым пунктам, касающимся штрафных мер, не представлялось сложным. Но на практике это оказалось не так просто и легко.
Адаты выполняли свою задачу по сплачиванию народа, определяя регламент отношений в обществе, руководствуясь ментальностью, характером этого народа, его психологией, народа, который в суровых условиях стремился выжить и сохраниться. История мира рассказывает, как исчезали с лица земли многочисленные народы и цивилизации. Исчезали государства и империи, насытившись, обленившись, оторвавшись от своих корней. Эти уроки надо помнить, необходимо сохранять язык, свою культуру, знать историю.
Можно констатировать, что адаты, как и традиции и обычаи, выполняли роль объединяющего фактора, а близость норм адата и шариата послужила толчком принятия ислама ингушами добровольно и по историческим меркам в короткий срок.
Автор: Р. А.Эльдиев
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи