Курбан айт. Слово «Адха» на арабском языке означает «приближение». А по шариату словом «Адха» называют жертвенное животное, которое приносят в жертву в день айта (праздник жертвоприношения) и аиям ат-Ташрик (три дня, следующие за днём жертвоприношения) с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.
В Исламе жертвоприношение начинается со времён пророка Ибрахима, мир ему, в Коране сказано: «У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться. И тогда Ибрахим подвергся испытанию, увидев определённый сон. Ибрахим сказал своему сыну: «О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом?» Праведный сын ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдёшь меня терпеливым». И когда отец и сын предались воле Аллаха, Ибрахим положил сына на кучу песка лицом вниз, готовясь заколоть его. Аллах, узнав искренность Ибрахима и его сына через это испытание, воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение (через видение) и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Своё испытание облегчим награждением за твоё добродеяние. Так Мы награждаем творящих добро!» Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына - испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего». Ас-Саффат, 102-107
В хадисе который передают со слов Зайда бин Аркама сказано: «Когда у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я спросил:
- Что такое жертвоприношение?
- Он ( с.а.с.) ответил что, это сунна прадеда вашего Ибрахима (а.с.)
- И что будет для нас от него?
- За каждый волосок есть благо.
- А за шерсть?
- И за каждый волосок от её шерсти получите благо». Ат-Тирмизи и Ибн Мажа
Всевышний Аллах так воздаёт тем, кто приносит жертвоприношение. И без сомнения в этом есть польза для общества. Раздавая мясо жертвенных животных мусульмане помогают бедным и нуждающимся. Так Аллах определил каждой общине верующих место и обряд жертвоприношение. Про это в Коране сказано: «Мы определили каждой общине верующих обряды жертвоприношения ради Аллаха и велели поминать имя Аллаха над жертвенными животными при заклании в благодарность за то, что Он им даровал из верблюдов, коров и другого скота. Аллах, который установил для вас и для них обряды жертвоприношения - Единый Бог». Аль- Хадж, 34
Поистине, Аллах не нуждается в наших жертвоприношениях и не нуждается в крови, мясе и в шерсти жертвенных животных. Каждый мусульманин принося жертвоприношение исполняет волю Аллаха и может достичь Его милости, таким образом, он становиться богобоязненным, и об этом Всевышний Аллах в Коране сказал: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, - важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь». Аль-Хадж, 37
Установления шариата по поводу жертвоприношения
По мазхабу Абу Ханифы жертвоприношение является уажибом для тех, кто в состоянии исполнить его. Доказательством этому следующий аят: «Возноси молитву только своему Господу и закалывай жертвенных животных». Аль-Каусар, 2
И доказательством в сунне является хадис, который передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, он сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение, и не сделает этого пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз». Ахмад и Ибн Мажа
Кому предписано совершать (уажиб) жертвоприношение
Для тех, кому уажиб совершение жертвоприношении должны соответствовать следующих условии:
1. Быть мусульманином
2. В дни праздника жертвоприношения не должен являться путником
3. Обладание определенным минимумом (нисабом) денежных средств (имущества).
Эти средства (имущество) должны быть свободны от долгов, и от повседневных нужд.
Время жертвоприношения
Время жертвоприношения наступает в первый день праздника жертвоприношения (десятый день зуль-хиджи) сразу после праздничной молитвы и длится до наступления времени намаза магриба в третий день праздника жертвоприношения. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором передают со слов Бара ибн Азиба, да будет доволен им Аллах, говориться:
«В этот день наше первое дело это - совершение праздничного намаза, потом возвратиться и принести жертвоприношение. Кто поступит так, тот последует нашей сунне. А кто совершит жертвоприношение до этого (до праздничного намаза), то не будет разницы между жертвоприношением и обычным закалыванием, и это не является жертвоприношением».
И в другом хадисе сказано: «Кто совершил жертвоприношение до праздничного намаза, пусть сделает это заново (после намаза)».
Животные, которые можно принести в жертвоприношение
1. Овцы и козы не моложе годовалого возраста. (Допускается минимум шестимесячные ягнята, если они являются равными по весу годовалым овцам. А козы обязательно должны достичь годовалого возраста).
2. Крупнорогатый скот (корова), должен быть не менее двухгодовалого возраста.
3. Верблюд, должен достичь пятилетнего возраста.
Каждый человек может принести в жертвоприношение одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупно рогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. И все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.
Каждый мусульманин должен присутствовать в процессе жертвоприношения, а так же допускается «таукил» - передача полномочия в жертвоприношении. Поручатель должен произнести следующее слово: «Сделай жертвоприношение за меня», груз оплаты ложится на поручающего.
Животные, которые не подлежат к жертвоприношению
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Животные негодные к жертвоприношению являются те, у которых есть признаки явной слепоты, болезни (которые не могут самостоятельно ходить), хромают и сильно худые». Ат-Тимизи
Ученые мазхаба Абу Ханифы методом «кияса» (сопоставления) добавили к этим признакам следующие признаки:
- Слепота одного глаза
- Истощение (которые не могут самостоятельно ходить)
- Отрезанность часть ушей или хвоста, или их отсутствие от рождения
- Отсутствие большинства зубов
- Полностью изломанные рога (один или оба)
Обряд жертвоприношения
Каждый мусульманин перед жертвоприношением должен сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным это-макрух. Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное не мучая его». Муслим
Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повёрнутым головой в сторону кыблы и произносят следующий аят, как дуа:
{إن صلاتى ونُسُكىِ ومحياَياَ ومماتى لِلهِ ربِّ العالمين لا شريك له}
«Инна саляти уа нусуки уа махияия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»
«Поистине, мои молитвы, благочестие, повиновение и поклонение Аллаху при моей жизни и добрые дела, с которыми я предстану перед Аллахом после смерти, - всё это направлено к Аллаху - Создателю всего сущего. Поистине, Он - Тот, кто заслуживает поклонения и повиновения Ему! Нет у Аллаха никаких сотоварищей». Аль Анам, 162-163.
Далее следует «такбир ташрик»:
{الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله والله أكبر، الله أكبر ولله الحمد}
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».
После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» режут животное.
Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного. Разделение мясо жертвенного животного на три части, является мустахабом. В хадисе, которую передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, он сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одну часть жертвенного мяса оставлял для своей семьи, вторую часть раздавал своим бедным соседям, а третью часть раздавал как садака (милостыня)».
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» Аль-Хадж, 28
Поэтому богатым и бедным не запрещается есть из этого мяса. Запрещается продавать шкуру, молоко, голову и ноги жертвенного животного - это макрух.
Как следует проводить праздничную молитву
Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака'атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн 'Аббаса и Джабира б. 'Абдуллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари). Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса'и).
Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.
Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого рака'ата. После «ду а ас-сана» первого рака'ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляпа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».
Во время второго рака'ата имам после чтения «аль-Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака'ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.
Так поступали Ибн Мас'уд и многие другие сподвижники. Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас'уд произносил такбир девять раз: "сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака'ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон" (Абд ар-Раззак).
Передают, что во время первого рака'ата Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, произносил такбир семь раз, а во время второго - пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же он не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.
Если опоздавший пропустит первый рака'ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака'ата.
Azan.kz
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи