По вопросам доступа к списку или самостоятельной выплаты закята, саг1а по г. Караганде, обращаться по тел.: 8(702) 761-69-59
В хадисе от Анаса бин Малика сказано:
«Пост Рамадана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-уль-фитра он (пост) будет вознесён на небеса».
Закят разговения является особенностью нашей общины. Обязательным он стал во втором году Хиджры, за два дня до праздника разговения (Ид-уль-фитр). Одна из заложенных Творцом мудрость обязательства этого закята в том, что ошибки и недочёты, допущенные во время поста, очищаются этой выплатой.
Кто и за кого обязан выплачивать закят-уль-фитр?
Все кроме неверных и бедных. Неверные не должны выплачивать этот закят за себя, но должны выплачивать за тех мусульман, которые находятся на их попечении.
Бедные – это те, кому не хватает еды для себя и тех, кто находится на их попечении. Еды должно хватать на одни праздничные сутки, праздничный стол не входит в это определение; необходимое количество еды исчисляется из нормы 1 мудд крупы на одного члена семьи (1 муд = 650 г). Если человек снимает жильё, то из суммы, которая нужна на это жильё, закят-уль-фитр не даётся. Тяжелобольные люди (люди, которые не могут самостоятельно о себе заботиться или обходиться без постоянной медицинской помощи) не выплачивают закят-уль-фитр из средств, которые необходимы им на содержание сиделки или постоянно присутствующего при них медработника. Это же относится к необходимым лекарствам. Те, у кого есть долги, обязаны выплачивать закят-уль-фитр, если есть возможность отсрочки долга.
Условием для обложения закят-уль-фитром является то, что человек должен быть мусульманином и должен быть живым в месяцах Рамадан и Шавваль. С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамадана, закят-уль-фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребёнка, родившегося в последний день Рамадана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.
Закят-уль-фитр должен выплачивать глава семейства за всех членов семьи и за тех, кто находится на его попечении, из личных доходов.
Если муж беден или не работает, а жена обеспеченная или работает, то она может, но не обязана, выплачивать закят (сах) за себя, супруга и тех, чьим опекуном он является, однако это даже не является Сунной для неё. Она может выплатить только за себя или за одного члена семьи, как пожелает. Если разведённая жена беременна, то муж обязан выплатить с неё закят, потому что до рождения ребёнка он обязан содержать жену. И она сама находится на его попечении весь срок идда.
Если женщина в разводе или вдова, за неё должен выплачивать опекун. Если такого у неё нет – она сама. За её детей должен выплачивать отец или другой мужчина из того рода. Если они этого не делают, обязанность по выплате закят-уль-фитра за детей на женщину всё равно не ложится.
Если у несовершеннолетнего ребёнка есть свои личные доходы, из них не может быть выплачен этот закят.
Если мальчик стал совершеннолетним, ему надо стремиться выплачивать закят-уль-фитр за себя из своих средств. Но если у него нет такой возможности, то эта обязанность остаётся на мужчинах его рода.
Если у матери и её других детей нет опекунов, которые выплачивают за них закят-уль-фитр, то обязанность переходит на старшего совершеннолетнего сына с того момента, как он начал зарабатывать личные средства.
Чем и когда отдавать закят-уль-фитр
Чем: закят-уль-фитр выплачивается наиболее употребляемым в данной местности зерном в количестве одного саха за одну душу. Согласно шафиитскому мазхабу, сах = 2400 г, а для точности лучше выплачивать 2,5 кг. И последователям этого мазхаба нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Согласно ханафитскому – можно. В самых безвыходных ситуациях последователи шафиитского мазхаба могут следовать имаму Абу Ханифе. Сумма выплаты по этому мазхабу равна стоимости саха, но следует учитывать, что сах, по мазхабу Абу Ханифы, равен 3200 граммам, и, согласно этому мазхабу, если выплачивать пшеницей, то достаточно дать половину саха, т. е. 1600 граммов.
Наиболее употребительными продуктами, которыми можно выплатить закят-уль-фитр, являются: пшеница, ячмень, кукуруза, рис и другие крупы, а также финики и изюм. В каждой местности что-то одно из перечисленного встречается на столах чаще, и лучше выбрать именно это.
Можно отдавать тем, что вам самому дали как закят-уль-фитр, а также то, что было получено как садака.
Брать деньги в долг, для того чтобы выплатить этот закят, можно, но не является обязательным.
Когда: лучшим временем для выплаты закят-уль-фитра считается время с утреннего намаза праздничного дня до совершения праздничного намаза, но можно выплачивать и с начала месяца Рамадан тоже.
Откладывать раздачу саха после совершения праздничного намаза и далее считается нежелательным (макрух). Откладывать раздачу дольше праздничного дня без причины является грехом. Уважительной причиной для откладывания выплаты этого закята может быть то, что вы не смогли найти в доступности для себя людей, которые имеют право на его получение. Или если у вас там, где вы находитесь, нет при себе нужных средств. В этом случае вы обязаны (фард) отдать закят-уль-фитр сразу, как только эти причины будут устранены.
Кому отдать закят-уль-фитр?
Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населённом пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место – иначе это является харамом. Можно переносить в другое село по усмотрению имама.
Закят-уль-фитр получают те же восемь категорий людей (при наличии их), которые получают и закят с имущества. В Коране Всевышний указал восемь категорий из числа мусульман, получающих закят (смысл): «Поистине милостыню (закят) обязаны давать: нищим, беднякам, служителям закята, верным союзникам, новообращённым мусульманам, отпущенным под залог рабам, имеющим долг (халяль), воюющим на пути Аллаха и путникам» (сура «Тауба», 60-й аят).
Для получения закята вышеперечисленные лица должны соответствовать следующим условиям:
1. Человек должен быть мусульманином, свободным, за исключением раба, отпущенного под залог имущества.
2. Не должен быть наследником рода Муталлибов и Хашимитов.
3. Получающий закят должен быть разумным и совершеннолетним. Имам Навави не разрешил давать закят тому, который достиг совершеннолетия, будучи не совершающим намаз из-за халатности, кроме как его опекуну. Так поступают с закятом детей и умалишённых. Если же опекун отсутствует, то до его появления закят не выдаётся. Но тому, который при совершеннолетии молился, затем перестал, закят выдаётся. Нечестивцу (фасик) тоже можно давать закят, если он с помощью этой милостыни не будет способствовать совершению грехов.
4. Получающий закят не должен быть из числа тех, которого обязан содержать выплачивающий закят (родители, дети и т. д.). То, что мы даём тем, которых мы обязаны содержать, за закят не считается, и этим закят не снимается.
В вопросе выплаты закята родителям и детям другого человека есть два обстоятельства: если этим людям хватает того, что им даёт опекун, то закят не выдаётся, а если не хватает, даётся, потому что они попадают под категорию бедных. Раздавать закят лучше своим родственникам, которых тот, кто даёт закят, не обязан содержать. Это – братья, сёстры, дяди и тёти с обеих сторон, их дети, если они все попадают в категории получающих закят.
Дорогие мусульмане! Если мы не собьёмся с пути, проложенного Всевышним, и соблюдём все границы, установленные Им, среди нас не останется ни бедных, ни неимущих. Нас Господь сделал братьями и сёстрами из одной религии. Мы умма, из которой желали быть и другие предшествующие пророки, – умма Посланника Мухаммада (мир ему и благословение). Так как мы оказались из общины славного Пророка (мир ему и благословение), имеем такую благодать с имущества, данного нам Всевышним, и следуем Его указанию, то нам необходимо выплатить нуждающимся братьям по вере то количество имущества, отдать которое в качестве закята Он обязал нас. Создавший нас Господь знает явное и скрытое, Он лучше всех знает Свои создания и то, что лучше для них самих.
С наступающим вас праздником Идда!!! И пусть Аллах примет ваш пост и всё обязательное и дополнительное, что вы совершили в благословенный месяц Рамадан!
Канонический отдел портала islam.ru