Толкование снов в Исламе - особая наука, каждая ситуация глубоко индивидуальна и требует квалифицированного во всех отношениях подхода. Именно этим и занимался Ибн Сйрйн. И эта книга ( прим. Исламский сонник. Толкование снов по Священному Корану и Сунне ) составлена по тем толкованиям, которые он давал людям, обращавшимся к нему. С учетом специфики того времени она может быть полезна и сегодня. Издание предоставляет возможность понять удивительную эпоху зарождения Ислама, опираясь не на сухие исторические факты, а на живые сны людей того времени.
Все мы видим сны, и многие из нас порой задаются вопросом, что же они означают. Ключ к пониманию сновидений дан на страницах книги, которую вы держите в руках.
ПУТИ ТОЛКОВАНИЯ: МЕТОДЫ И ПРАВИЛА
I. Сны делятся на 3 вида:
1. Хороший и благоприятный сон; и этот сон является радостной вестью от Аллаха и одной частью из сорока шести частей пророчества. Сказал Пророк : «Не останется после меня пророчеств, кроме ал-мубашшират (благих вестей)», а когда его спросили, что такое ал-мубашшират (благие вести), он ответил им: «Это праведные сны, которые видит человек, или видятся они ему...». Всевышний Аллах как-то спросил Адама: «Ты видел все, созданное Мной, но заметил ли ты из всего увиденного кого-нибудь, похожего на тебя?». И Адам ответил: «Нет, о Господь, сотвори же мне пару, похожую на меня, чтобы жила со мной и признавала только Тебя и
поклонялась только Тебе, как и я...». И Аллах усыпил Адама, а пока тот спал, сотворил Еву и посадил ее у его изголовья. Когда же Адам проснулся, то Аллах спросил его: «Кто эта, сидящая возле твоей головы?». И Адам ответил: «Это видение, которое Ты показал мне во сне, о мой Господь...». И это был первый сон, увиденный человеком.
2. Плохой и неприятный сон; и этот сон наводит Шайтан, чтобы вызвать у человека в душе страх и ужас и поиздеваться над ним. Пророк сказал: «Одни сновидения от Аллаха, другие от
Шайтана». Сны же, которые приходят от Шайтана, побуждают к совершению грехов. Это могут быть и бестолковые сны, и кошмары, и сны, вызывающие поллюцию, после которой необходимо совершать ритуальное купание (гусл). Чтобы к человеку пришли добрые сны от Аллаха, ему нужно лечь спать чистым, с мыслями об Аллахе и совершая молитву (ду'а). Сны от Шайтана приходят, когда человек ложится спать нечистым, с мыслями о чем-то непристойном или на сытый желудок.
3. Сон о том, что человек раньше говорил про себя или о чем беспокоился наяву и затем увидел это во сне. Спящий может увидеть во сне то, что он привык обычно делать. Как, например, если тот, кто привык есть в определенное время, заснет в это время, то он увидит себя во сне едящим.
Сны, которые не входят в эти три вида, являются путаными снами, т. е. бессвязными и неясными, и их невозможно растолковать из-за их смешанности и несоответствия основам толкования.
II. И если сон будет хорошим и благоприятным, то тому кто его увидел, желательно совершить 4 вещи:
1. Восхвалить Всевышнего Аллаха за этот сон.
2. Радоваться и ожидать хорошего.
3. Рассказать сон тому, кого он любит и желает добра, но никак не тому, кого он не любит и кто желает ему зла.
4. Растолковать его правильно и хорошо, потому что сон сбывается так, как его растолкуют.
III. Если же сон будет плохим и неприятным, то тому, кто его увидит, желательно соблюсти 7 вещей; если он их совершит, то этот сон не принесет ему вреда по воле Всевышнего Аллаха:
1. Попросить у Аллаха защиты от зла, привидевшегося в этом сне.
2. Трижды попросить у Аллаха защиты от Шайтана.
3. Трижды поплевать в левую сторону.
4. Поменять положение, например перевернуться с левого бока на правый.
5. Совершить намаз (желательный или обязательный).
6. Не рассказывать его никому.
7. Не толковать его для себя.
Источником всех этих действий являются священные хадисы:
Имам ал-Бухари приводит хадис от Абу Сайда ал-Худри, что он слышал, как Пророк сказал: «Если кто-либо извас увидит благоприятный сон, то, поистине, он исходит от Аллаха, и пусть он воздаст хвалу Аллаху за него и расскажет о нем друзьям. А если увидит неблагоприятный сон, то он исходит от Шайтана, и пусть он попросит у Аллаха защиты от зла этого сна и не упоминает о нем никому, и тогда он не принесет ему вреда».
(Дальше приводятся еще 6 хадиса, их я не стала приводить.)
IV. Что касается того, как правильно толковать сны, то следуй следующим правилам:
а) Установи самое важное и главное в своем сне или то, что ты считаешь символическим отображением события, которое может свершиться наяву. Выбери то, что является доброй вестью, или предвещанием опасности, или предостережением. Или же благом в земной или загробной жизни, и отбрось все лишнее, смешанное и неупорядоченное.
б) Определи для каждой из этих вещей основу из основ толкования, выведенную из Священного Корана, или хадисов, или их анализа, сопоставлений и сравнения, или собственных имен и образований слов. Что касается толковании, основанных на Священном
Коране, то они примерно таковы:
Веревка толкуется заветом, так как Аллах в Коране заповедал нам:
...и держитесь за вервь Аллаха... (3:103)
Корабль следует толковать как спасение, ибо Всевышний Аллах говорит:
...И Мы спасли его (Ноя) и тех, кто были на ковчеге... (29:15)
Древесину можно понимать как лицемерие в вере, так как Всевышний говорит:
...они (лицемеры) подобны приставным столбам... (63:4)
Камень объясняется суровостью сердца, ибо Аллах гласит:
...они (сердца) тверды, как камень, или еще тверже... (2:74)
Что же касается толкований, основанных на Сунне (т .е. хадисах), то они таковы:
Ворона толкуется нечестивым человеком, ибо Пророк назвал ее нечестивой птицей.
Мышь объясняется падшей грешной женщиной, так как Пророк назвал ее маленькой порочницей.
Ибн ал-Варди сказал:
Словообразования из названий и имен
Со слов Ибн Сирина являются основой в толковании.
И передан хадис об этом достоверный.
Так действуй по нему, раз нет других основ.
Иль если сон так краток и довод слаб!
Как наше слово «савсана» - лилия, что значит
(буквально) - «су у-сана» — год плохой,
Или «на 'ам» - что значит страусы.
Указывает на «ни ма» - милость Божью.
Больной исцелится, если Салима (здорового) во сне увидит
А коль ему приснится, что путник он иль изгнанник.
Иль будто эмигрировал он в страну другую,
Или женщину, иль людей, в путь вышедших, увидит.
То скоро он поселится под сырой землей.
************************************
Когда толкуешь сны людские,
Скрывай их недостатки,
И не подобает собою восхищаться.
Если тобою сон разгадан верно.
Вероятное прими, отбрось иное
И верную версию прими во внимание.
Ибо во сне вместе с добром присутствует и зло.
Вот сон, к примеру: играющий на лютне
Сидит внутри мечети.
Ты дай мечети предпочтение
И устрани все то, что скверно в ней.