Бывали поражения, которые в своей
славе не уступают величайшим победам.
Монтень
В современном мире на долю чеченского народа выпало немало испытаний. В одном только XX веке они подвергались жестоким репрессиям со стороны царских войск, нашествию армии Деникина, раскулачиванию, сталинско-бериевской депортации. А в елцинской России на Чечню обрушились дважды танками, самолетами, ракетами, как будто воевали с вражеским народом.
Чеченцы, отстаивавшие свою свободу, образ жизни, обычаи и традиции, часто подвергались насилию со стороны государства в виде массовых арестов, ссылок в Сибирь, депортации.
Чтобы показать суть чеченского характера обратимся к одному из многочисленных его представителей.
Бисултанов Хасаин Магамадович. Родился в 1932 году в селе Алерой Курчалойского района Чечено-Ингушской автономной области. В семье было три сына и две дочери. Как у всех у семьи было свое хозяйство. В 1933 году было масштабное раскулачивание, их семью посетила такая же участь. Все конфисковали, наложили на все имущество продналог, да так, что пришлось ходить собирать с односельчан, у самих ничего не осталось. Хочешь не хочешь - сдавай. Отец умер от переживаний. Он молил Бога избавить его от этих унижений и Бог забрал его. Он ушел из жизни рано. За старших остались сыновья.
Сыновья это единственное богатство женщины, потому что в них жила честь мужа, честь переданная по наследству, честь, защищая которую их отец погиб.
Новые испытания пришли на долю семьи, отчуждение земель. Пришлось сеять в другом месте, далеко от дома. «Все дети были маленькие, но помогали маме, чем могли. У каждого было свое задание, тыкали землю с левой стороны - братья, с правой стороны - сестры. Но вот приехал дед по линии матери, он даже не мог зайти домой, не хотел стеснять, знал тяжелое положение семьи. Чтобы как-то помочь, он попросил дочь отправить на базар одного из сыновей. На второй день мы купили двух бычков, для того, чтобы работать -это было большое подспорье в хозяйстве. Но пришли и их забрали. Опять мы остались без средств к существованию»,- вспоминает Хасаин Магамадович.
В 1941 году началась война. Еще в 1939 году Хасаин был призван в ряды Советской Армии. Второй из братьев пропал без вести на фронте. О нем не было никаких сведений.
Наступил самый страшный год в истории чеченского народа - февраль 1944 года. Вспоминая эти годы, дедушка Хасаин не может сдержать слез. «Накануне лето 1943 года выдалось урожайным. Кукуруза была желтого и белого сортов. Но солдаты не позволяли забрать, давали только мусор»,-вспоминает он. И это запомнилось Хасаину.
Семья Бисултановых попала в Костанайскую область в село Карпинка. Ночь, леденящий холод, выгрузили из вагонов для скота, сказали, что мы приехали. Голодные, оборванные, не отошедшие от шока, в неведении куда они попали чеченцы вынуждены были принимать удары судьбы. Так началась их жизнь на чужбине в немецком поселке Чимендовка.
В 12 лет Хасаин пахал землю, бороновал, шел за двумя быками от ранней зари до поздней ночи. Не знал отдыха. Ныне только его ровесники знают, что это такое. В те времена все трудоемкие процессы держались на
тягловой силе быках и лошадях, которых приходилось кому-то постоянно погонять. Отсюда и название погонщик. Хозяйства в те годы нуждались в детских руках не меньше, чем во взрослых работниках.
Ели траву, от голода пухли. Мать осторожно приучала их по -новому жить, питаться. Нельзя было наедаться, ведь можно было умереть.
Время – единица реальности, бытия. Мирное, счастливое время всегда ассоциируется с детством, это как правило ассоциируется с весной и летом. Война и послевоенное опустошение в душе связаны с другим временем года-зимой. Границы времени в сознании самого героя размыты, стерты: когда он говорит о прошлом, оно становится настоящим, о будущем-оно становится прошлым. Ему хочется вспоминать светлые дни детства и юности, но незримыми нитями они возвращаются темными воспоминаниями о трагедии депортации.
В стихотворении Асланбека Якубова
Я познал спозаранку
Боль под злым сапогом
Я подобен подранку
С перебитым крылом
Нам свободу на ссылку
Кто то там променял…
До охоты охотным…
Под угаром вина,
Бить в нас как по животным
Позволялось сполна…
В этих стихах поэта звучит трагедия целого народа, лишенного не только родины, но и элементарных прав на существование, народа, который выжил то благодаря тому, что не ломались, не гнулись в этой схватке с судьбой.
В 1949 году переехали в Караганду. Сначала сюда приехала старшая сестра Уммат, она прислала адрес. Первые два года жили в чужом доме. В 1951 году семья построила себе первую землянку, где им было тепло и уютно, так как это была собственная крыша над головой. Материальное положение живущих и работающих на шахтах было тяжелое, построить себе элементарное жилище было невозможно, ни сил, ни средств, ни стройматериалов не было. Единственно доступным материалом была глина, которую размешивали с водой и соломой, формовали в виде больших кирпичей, сушили. Крыша имела элементарное сплетение из караганника, поверх которого опять намазывалась глина и насыпалась слоем земля. Пол был земляной. В одной землянке жили три семьи. Десятки, сотни, тысячи чеченцев и ингушей не смогли пережить голод, холод, нищету, душевные переживания.
Хасаину было 20 лет, когда он устроился работать на шахту в проходку.
В начале 1944 года на территорию Карагандинской области были депортированы чеченцы и ингуши, по некоторым данным -33215 человек (7939 семей), в 1946 году в угольной промышленности было распределено 1216 семей 5777 человек. Но несмотря на все тяжести испытаний чеченцы и ингуши наравне со всеми принимали участие в стахановском движении, травмы, завалы, кровь и смерть –были только частью их испытаний. Условия труда были каторжными, с утра до позднего вечера приходилось кайлом и лопатой рыть землю.
Дух ярости, упорства, выносливости, радости солнцу после смены, отзывчивости к чужой беде эти и другие качества шахтеров прибавились к человеческим достоинствам. Этими качествами отличался и наш герой Бисултанов Хасаин. Все это он пережил с достоинством. Восемь лет работал под землей, если бы не взрыв, он стал инвалидом. Потом устроился на Иртыш-канал, 13 лет проработал на одном месте,
пользовался авторитетом. Его любили за честность, трудолюбие и добросовестное отношение к труду.
Для человека в жизни всегда самое главное место занимает семья, Хасаин женился в 1961 году, у него две дочери и три сына.
Можно спросить: «Как сейчас живет Бисултанов?». Можно сказать «Отлично». Когда мы приехали к нему, во дворе двухэтажного красивого особняка с елями и приусадебным участком, трудился наш дедушка Хасаин, который не мог усидеть дома, он любит ходить, что-делать, ведь именно благодаря труду человек всегда добивается всего в жизни. Рядом с ним бегал его правнук, на которого дед смотрел и радовался. Ведь будущее, причем светлое будущее за ним. Внук гордо поглаживает «Медаль труженику тыла», которую вручили Бисултанову Хасаину Магамадовичу в честь 70-летия Победы в Великой отечественной войне.
Возможно ли окончательное рассеивание чеченцев по свету, что и следа не останется от этой немногочисленной нации с ее удивительным кодексом нравственности и чести. Та самая нерастворимая гранула содержится не в их одежде, не в их цвете глаз, а в их самоощущении. Чеченец всегда держит себя так, как будто ему сегодня принадлежит весь мир, а завтра его все равно убьют. Эта ментальная особенность психологии связана с мусульманским представлением о жизни и смерти. Каждый мусульманин, проживая свой день, должен вести себя так, словно этот солнечный день последний в его жизни, радуясь ему и в то же время, помня о неминуемой смерти.
Не стерся след чеченца в этой исторической мясорубке, силен дух народа, где бы он ни был.
«Мы не манкурты, наша память не заросла коростой. Мы помним все, мы не забыли ничего. В феврале-марте 1944 года горные селения Чечни были превращены в руины, в домах, конюшнях лежали сожженные трупы, стонали раненные, брошенные умирать в ущельях. Долгие годы мыкались
чеченцы на чужбине, лишенные своих очагов и родовых кладбищ. Как бы гостеприимно не встречали казахи вайнахов, но оторванные от родины и родных очагов, они чувствовали себя уязвленными», - говорит председатель Чечено-Ингушского этнокултьтурного объединения «Вайнах» Карагандинской области Увайс Хаважиевич Джанаев.
…Закончилось XX столетие, которое как мы уже сказали, было отмечено многими трагическими событиями.
Ныне в многонациональном Казахстане в согласии и мире проживают представители более 130 национальностей, уважение к истории каждого народа, память во имя будущего.
Почитаем до1а и постоим в молчании, склонив головы перед их памятью. И пусть никогда не повторится черная дата в судьбе ни одного народа нашей многострадальной земли.
Умирзакова Бакыт
PS: автор выражает огромную благодарность ЧИЭКО «Вайнах» за предоставленную возможность и помощь в сборе материала.