В статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»" Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил, что важным условием модернизации нового типа является сохранение своей культуры, собственного национального кода. Это значит, что история и национальные традиции должны быть учтены, так как являются платформой соединяющей горизонты прошлого, настоящего и будущего казахстанского народа.
Мы – народ Казахстана! Чеченцы и ингуши его часть, ставшая такой в силу причин и обстоятельств, оценку которым дали только по прошествии десятков лет.
Одной из трагических страниц истории Казахстана является депортация на его территорию народов из многих регионов Советского Союза: немцев, корейцев, поляков, греков, чеченцев, ингушей и других.
Февраль 1944 года. По официальным данным, этот день перевернул судьбы более 500 тысяч чеченцев и ингушей. Люди в одночасье признаны, по сути, врагами. Начинается их насильственное выселение в отдаленные районы Казахстана и Средней Азии. Половина жизней унесли первые годы выселения – от холода, голода, болезней умирали целыми семьями.
«Тяжелое это было время. Врагу не пожелаешь. Мы были изгоями» – вспоминает, Сулим Исакиев- председатель Совета Старейшин ЧИЭКО «Вайнах». В годы репрессий ему было всего пять лет. Но те страшные дни, он помнит до сих пор. Долгие годы, его народ надеялся на возвращение в родные дома. Но этого не произошло. Поэтому для многих, в том числе и для Сулима Исакиевича, новой родиной стал Казахстан. «Дух упорства, выносливости, радости солнцу отзывчивости к чужой беде эти и другие качества казахского народа помогли всем выжить в эти страшные годы».
31 января 1944 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую ССР. В феврале 1944 года последовал приказ НКВД № 00193 о переселении чеченцев и ингушей. Вследствие трехкратно проведенной операции в восточные регионы Союза всего было переселено 650 тысяч чеченцев и ингушей, калмыков и карачаевцев. Из них в Казахстан прибыло 124 эшелона или 344 584 человека, в том числе в Карагандинскую область – 37 938 человека. Переселение народов продолжалось вплоть до конца 40-х годов. Массовые репрессии, террор, депортация народов были неотъемлемой частью советской системы.
Согласно сведениям, содержащихся в справке Карагандинского обкома партии на 1 августа 1949 года на территории области проживало в общей сложности 39 990 семей – 117 043 спецпереселенца различных национальностей. Для их учета в области было образовано 113 спецкомендатур МВД СССР.
Депортация народов в Казахстан проходила в условиях карательной политики сталинизма. Выжить репрессированным народам в эти тяжелые годы помогли сострадание и гуманизм казахского народа.
Это был самый страшный год в истории чеченского и ингушского народов - февраль 1944 года. Вспоминая эти годы, Бисултанов Хасаин не может сдержать слез, сегодня ему 85 лет. «Накануне лето 1943 года выдалось урожайным. Кукуруза была желтого и белого сортов. Но солдаты не позволяли забрать, давали только мусор»,- вспоминает он. Семья Бисултановых попала в Костанайскую область в село Карпинка. Ночь, леденящий холод, выгрузили из вагонов для скота, сказали, что мы приехали. Голодные, оборванные, не отошедшие от шока, в неведении куда они попали чеченцы вынуждены были принимать удары судьбы. Так началась их жизнь на чужбине в немецком поселке Чимендовка.
Время – единица реальности, бытия. Мирное, счастливое время всегда ассоциируется с детством, это как правило ассоциируется с весной и летом. Война и послевоенное опустошение в душе связаны с другим временем года - зимой. Границы времени в сознании самого героя размыты, стерты: когда он говорит о прошлом, оно становится настоящим, о будущем - оно становится прошлым. Ему хочется вспоминать светлые дни детства и юности, но незримыми нитями они возвращаются темными воспоминаниями о трагедии депортации.
В стихотворении Асланбека Якубова:
Я познал спозаранку
Боль под злым сапогом
Я подобен подранку
С перебитым крылом
Нам свободу на ссылку
Кто то там променял…
До охоты охотным…
Под угаром вина,
Бить в нас как по животным
Позволялось сполна…
В этих стихах поэта звучит трагедия целого народа, лишенного не только родины, но и элементарных прав на существование, народа, который выжил то благодаря тому, что не ломались, не гнулись в этой схватке с судьбой.
В 2015 году вышла в свет книга «Нас породнила Сары-арка», эта книга дань памяти людям, прошедшим трагедию депортации, книга людских судеб. Создание книги – первый совместный проект нашего Чечено-Ингушского объединения «Вайнах» Карагандинской области и областного государственного архива. В сборник вошли архивные документы из фондов государственного архива Карагандинской области,статьи и публикации ученых, журналистов, исследователей по данной теме, биографии, фотоматериалы 22 репрессированных представителей чечено-ингушского народа, проживающих в Карагандинской области, сведения об истории создания и о деятельности нашего объединения «Вайнах».
В целях сохранения исторической памяти и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в мае 2017 года по инициативе ЧИЭКО "Вайнах" в районе Сортировка на старом Вайнахском кладбище был открыт Памятный знак жертвам политических репрессий - сыновьям и дочерям чеченского и ингушского народов.
Хотелось бы отметить, что казахская земля породнила всех нас представителей разных национальностей и сегодня, живя в полиэтничном Казахстане, приятно осознавать, что все этносы стали нравственным примером друг для друга, а стержнем достигнутой интеграции и гармонии стала многовековая, толерантная и открытая для инноваций культура казахского народа.
Прошло 74 года со дня начала операции «Чечевица», во время которой прошла сталинская депортация вайнахов в Казахстан и Среднюю Азию.
Известный общественный деятель, поэт Олжас Сулейменов писал: "Вайнахи! Братья и сестры! Признаюсь, сегодня мне как никогда, трудно писать. Всякий раз, когда я посещаю могилы казахов, нашедших вечный покой своей Родине, я нахожу и могилы замученных на моей земле вайнахов.
Их здесь более 300 тысяч - целая страна, в которой для мертвых нет различия по национальностям. Я, молча стою над этими могилами, а перед глазами возникают образы людей, пришедших на мою Родину оболганными и униженными. Но не сломленными!"
Не стерся след вайнахов в этой исторической мясорубке, силен дух народа, где бы он ни был.
Ежегодно по традиции 23 февраля вайнахи и все те, кто помнит эти страшные годы собираются в мечети, чтобы почитать до1а и постоять в молчании, склонив головы перед памятью сыновей и дочерей чеченского и ингушского народов.
И пусть на нашей многострадальной земле такое не повторится никогда.
У.Х.Джанаев - Председатель Чечено-Ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Карагандинской области , член Ассамблеи народа Казахстана