Во многом их судьбы похожи. В свое время Салман Героев, имеющий два образования по специальностям агроном-экономист и инженер-строитель, в 1994 году избирается по президентскому списку депутатом Верховного совета республики. Был награжден рядом правительственных наград. Сегодня, кроме того, что возглавляет центр «Вайнах», он еще и является председателем Совета руководителей национально-культурных центров города.
- Салман Сайдарович, как появилась идея создания чечено-ингушского национально-культурного центра?
- Вы знаете, в 1944 году наш народ выслали как врагов, как пособников фашистов, безо всяких на то оснований. Потому что как мог народ быть пособником врагов, когда чечено-ингушская территория вообще не была под немецкой оккупацией. Даже когда немцы подходили к городу Молгабеку, все население его было мобилизовано. Люди выкопали окопы и ждали немцев. Есть даже такой анекдот. мужики шутили между собой: что ж, говорят, окопы мы выкопали, а вдруг немцы не придут? Что же, получается, мы зря трудились? Ну и вот, под надуманным предлогом все население наше было департировано в Казахстан, Кыргызстан и часть в Омскую область Российской Федерации. И с тех пор о чеченцах и ингушах вообще не писали, даже в политических словарях, где перечислялись народности, проживающие в СССР, репрессированные народы не упоминались. Как будто бы их не было. В то время собираться нам было недозволено, в противном случае скопление людей могло вызвать подозрение. Но когда уже дело шло к развалу Союза, Нурсултан Назарбаев поручил созвать общественные объединения, и мы одними из первых создали свой культурный центр. Это было 12 мая 1990 года в здании, где сейчас находится театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, было оглашено решение о создании центра. После этого у нас наконец появилась возможность развивать свой язык, традиции, обычаи…
Но, к сожалению, к концу 1992 года, когда разгорелся осетино-ингушский конфликт, в Казахстан потом хлынули беженцы. Среди них были и ингуши, и мы переключились на то, чтобы устроить их, оказать им материальную помощь, на собранные деньги отправляли продукты и одежду в зону конфликта. 70 тысяч ингушей было выселено из Южной Осетии, и они оказались под небом казахской земли. В декабре 1994 года началась первая война в Чечне, потом вторая, опять пришлось заниматься оказанием помощи беженцам, трудоустройством, встречами, регистрацией в миграционной полиции и так далее. Сейчас более или менее мы стараемся уделять внимание развитию родного языка, культуре, открыли воскресную школу.
- Почему так получилось, что воскресную школу вы открываете только теперь?
- Мы долго не могли найти преподавателя. Вы знаете, во время репрессий ни в одном высшем учебном заведении ингушский и чеченский языки не преподавали. Я, к примеру, сам окончил школу на русском, два института закончил на русском языке, разговорную родную речь знаю, а вот писать и грамотно читать по-ингушски мне трудно. Именно поэтому наша воскресная школа открылась только недавно. Сейчас в ней занимается 26 учеников.
- Где вы нашли учителя?
- Один из местных парней взял в жены девушку из республики Ингушетия. Она студентка, оканчивает филологическое отделение. У нее неплохо получается.
- Она согласилась приехать в Казахстан?
- Да, по любви приехала. А я говорил многим: давайте женить кого-нибудь. В результате, видите, так и вышло. И это впервые. То репрессии, то войны, как в песне поется: «Любить. Страдать. А жить когда?..»
- Чечено-ингушская диаспора одна из самых больших в стране, не так ли?
- В Астане проживает порядка 3 тысяч человек. В Казахстане более 50 тысяч. Из них 18 тысяч ингушей и 38 тысяч чеченцев. В Астане в основном преобладают ингуши. Наша диаспора считается наиболее активной, более сплоченной. Сегодня благодаря позитивной национальной политике главы нашего государства представители диаспоры считают, что надо заниматься восстановлением потерянных традиций, которыми ингушский и чеченский народ издавна славились. Жить в мире и дружбе со своим народом, с соседями, уважать старшего по возрасту, оказывать гостеприимство и т.д. Ведь не секрет, что многое потеряно и молодежь во многом не знает этих обычаев. По этой причине члены совета старейшин часто встречаются с молодежью для того, чтобы рассказать о человеческих ценностях и традициях, которые были присущи нашему народу. Основной идеей центра, конечно, является сохранение межнационального согласия, позиционирование позитивной национальной политики президента, пропаганда и разъяснение стратегии Ассамблеи народа Казахстана.
- Многое ли изменилось после создания Ассамблеи народа Казахстана?
- Вы знаете, я являюсь членом Ассамблеи народа Казахстана с самого начала, я даже входил в состав оргкомитета по его созданию. Был одним из первых среди вайнахов депутатом Верховного совета РК в истории парламентаризма Казахстана. Поэтому мне поручили быть членом оргкомитета. Вы знаете, что хорошо: если где-то нарушаются права и так далее, то на ассамблее представитель любого этноса может сказать, что к такому и такому-то человеку применялись неправомерные действия. И, безусловно, все вопросы равноправия и справедливости можно восстановить. Вот здесь Ассамблея народа имеет очень большое значение. Кроме того, она стала конституционным органом, ведь ранее являлась всего лишь совещательно-консультационным механизмом при президенте. Сейчас ассамблея выпускает методическую литературу, издается журнал «Достык». Правда, на последнем совещании, которое проводилось в Министерстве культуры и информации с участием первых руководителей ассамблеи, я высказал одно замечание по поводу того, что за все время ассамблея ни разу не соизволила собрать руководителей центров и устроить для них обучающие семинары. Ведь руководители центров – это самая многочисленная единица в структуре ассамблеи, которая на местах осуществляет взаимную связь между властью и народом, является буфером и доносит идеи государства народу и наоборот. Между прочим, мое предложение поддержал аким столицы Имангали Тасмагамбетов.
- Правда ли, что ваш народ имел какое-то отношение к строительству мечети, первой в городе?
- Действительно, долгое время в Целинограде не было достойной мечети. Была избушка. В 1983-84 годах, когда главой администрации области был назначен Браун Андрей Георгиевич, а я был депутатом областного совета и возглавлял постоянную комиссию по межнациональным вопросам, ко мне пришла группа ребят-казахов с готовым текстом обращения для прессы, в котором говорилось о том, что нет должного внимания исламу, а у имама нет машины, и он ходит пешком. Просили подписать это письмо. Тогда я пошел к Брауну и сказал, что нельзя так относиться, потому что на самом деле в избушке нет места для того, чтобы исправно исполнять нормы шариата. Он согласился, но сказал, что денег нет. Пришлось убедить его в том, что следует хотя бы начать строительство, а там народ поможет и деньги найдутся. Есть фотография, на которой запечатлен момент, когда вайнахская диаспора вносит свой вклад в строительство этой мечети. Мы подарили несколько ковров, приезжала большая делегация из Караганды и Кокчетава.
- Вы часто называете себя казахстанцем ингушского происхождения. Единство в многообразии, так?
- Разумеется. Например, в Турции, между прочим, чеченцы и ингуши тоже живут. Их сослали после столыпинской реформы, в 1861 году. Поэтому их чеченцы, балкарцы, ингуши, калмыки, черкесы называют себя черкесами, но пишутся все турками. Турок черкесского происхождения или ингушского происхождения. Вы знаете, сейчас старшему поколению трудно изучать казахский язык, а вот школьники прекрасно овладевают им. И когда это поколение вырастет, я уверен, будет в совершенстве знать язык, тогда мы станем идентичной нацией, но со своими традициями и обычаями, не без этого, конечно. При этом должен доминировать патриотизм, любовь к земле, которая в свое время приютила репрессированных, высланных и обездоленных. Я помню, как рассказывали, что в трудные времена казахи делились нами последним: кто лепешкой, кто куртом. Такое не забывается. Казахский народ и сам трудно жил во время войны. Но, несмотря на это, они приняли нас. Оказанная помощь помогла выжить половине чечено-ингушского населения. Другая половина, к сожалению, погибла от болезней, голода и холода, от непривычного климата. Сегодня мне приятно, что вайнахский народ остается благодарным. Я недавно был в столице Ингушетии, Назрани, заезжал и в Чечню. Так вот, две центральные улицы Назрани названы именами Динмухамеда Кунаева и Олжаса Сулейменова. А в Грозном на многоквартирном жилом доме, подаренном Нурсултаном Назарбаевым чеченцам, красуются портреты Путина и лидера Казахстана. Все это говорит, насколько важно передавать подрастающему поколению идеи о дружбе и братстве. Я даже перед своим народом не могу спокойно говорить, сколько перенесено и насколько была бесценна оказанная помощь…