Одежда – один из важнейших элементов материально культуру, в значительной степени отражающий этническое своеобразие. Она так же, как жилище и поселение, тесно связана с образом жизни и хозяйственной деятельностью народа, представляет собой ценный источник для изучения этнической, социально-экономической и политчической истории народа, его мировоззрения и контактов с другими народами. В ней отражаются идеалы красоты и эстетические вкусы этноса.
Из всех народов Северного Кавказа хуже всего обстоит дело с изучением одежды у вайнахов. Между тем их одежда, в особенности женская, отличается значительным своеобразием. Чеченцы тесно соприкасались со многими народами – горцами Восточной Грузии, Дагестана; ингуши – с осетинами, кабардинцами, грузинами. Сказывалась близость Военно-грузинской дороги, издавна связывавшей Закавказье с Россией, развитость городов в 18 в. (Кизляр, Моздок), в 19 в.(Владикавказ и Грозный).Все это служило не только источником получения тканей, отдельный предметов одежды, обуви, украшений, но и способствовало проникновению городской моды.
Основными источниками для написания данной статьи послужил, в первую очередь, этнографический материал о женской одежде населения горных и равнинных районов Чечено-Ингушетии. Ценными оказались для нас выкройки женской оджеды и фотографии конца 19-начала 20 в.в.,а также коллекция предметов из собраний краеведческих музеев Чечни, Ингушетии, Северной Осетии,Дагестана.
В рассматриваемый период, особенно до появления на равнинах и в горных районах Центрального Кавказа одежды фабричного производства, широко использовали домотканную материю, шкуру домашних и диких животных. Шерсть – т1арг1а – обычно зимой прочесывали на чесалке – ехк. Затем, к весне,начиналось прядение, крашение, ткачество валяние войлока.
Во всех регионах проживания вайнахов применялась одна и та же форма прялки (чеч. - урчукх, инг. – йоч1инг).Шерстяную нить пряли двух видов – тонкую и грубую. Тонка использовалась для ткания шерстяной материи, маша – «домотканное сукно»(инг. – маш), из которой шили одежду, а грубая – для изделий хозяйственного назначения .
До кавказской войны в Чечне и Ингушетии изготовлялось и полотно из льна (виета).
Почти все остальные ткани были привозными и покупались у армянских, персдиских, русских, кумыкских, у собственных купцов, например: дари «сорт шелковой блестящей ткани»(инг. даьри), боз – бязь, чилла – шелк, басма – ситец(инг. – бастам) и т.д.
Вся одежда у вайнахов делится на нижнюю – чухула юха бедарш, букв. «снизу одеваемая одежда» и верхняя – т1ехула юху бедарш, букв. «сверху одеваемая одежда».Бедар(инг. барцкъ) называется в чеченском языке одежда вообще, а барзакъ «верхняя одежда».
В костюм вайнахской женщины входят следующие элементы: нижняя рубаха – чуьра коч,верхнее платье – т1иера коч, нагрудник – силг(чеч.), кашмат(инг.), передник – хьалхауллург(чеч.),т1оьлг(инг.);овчинная шуба – кетар,головной платок – кортали, «телогрейка», «жилет» – садуохдийриг(чеч.),белих-йоллург(инг.), юбка – юхациоллург, пояс – доьхка (чеч.), т1ехкар(инг.), носки – пазаташ,обувь – когаюхург и украшение, каждый из тип ов которых имеет свое дифференцированное наименование.
Нижняя рубаха – вдвое сложенная материя длиной до лодыжек, широкая имеет прямо приставленные длинные руква – пхьуош., кругло вырезанный ворот – кач,застегивалась на одну пуговицу – нуьйда, чепилг(инг.).
Поверх нее надевали другую рубаху т1иера коч. Поверх т1иера коч надевали нагрудник , накоторый спереди нашивались украшения – дато.Ингуши поверх т1иера коч надевали 1аджараш, наподобие чеченского передника, который состоял из пояса и пришитых к нему двух пол, пояс подвязывали на талии поверх платья. Расшитые цветными шелковыми нитками, обе полы спадали по животу до колен.Шили его из бархата или шелковой такни.Во время ходьбы полы чокхи раскрывались и 1аджараш красиво виднелся.
Поверх указанных элементов одевалось распашное платье г1абали(чеч.), чокхи (инг.), имеющее праздничное назначение.
Чохи/г1абали шили по разному: присборенное на талии или в складах платье носили молодые 12-16-летние девочки, 5-6 полосные платья шили более старшие незамужние и замужние женщины.
Женщины из зажиточных семей шили чокхи из бархата, парчи, сукна, а большинство населения – из сатина и крашенной шерстяной ткани. Оба вида чокхи/г1абли были полностью раскрыты спереди и приталены с узкими достигающими запястий рукавами. На праздничную одежду нашивались вторые, ложные рукава, разрезанные до подмышек и широко провисавшие почти на длину одежды. Г1абли застегивалось в талии на два-три крючка. Ворот, перед, подол и ложные рукава вокруг обшивали позументами, кружевами или мехом, вышивали золотом орнамент.
Старые женщины г1абли не одевали. Их домашней и выходной одеждой были платье-рубаха и платье с кокеткой, покрой которого по сей день встречается среди пожилых женщин.
Следующим элементом женской одежды было платье(полшу) без разреза на юбке, рукавами с манжетой. Шилось оно довольно свободно, часто с подкладой.
Большое внимание вайнахские женщины уделяли головным уборам.Женский головной убор не был лишь утилитарным средством защиты головы. Он считался символом общественного могущества, сохранения сакральной чистоты женщины. Из женских головных уборов особый интерес представляет курхарс. На Северном Кавказе он зафиксирован только среди вайнахов.Е.Крупнов отмечает, что курхарс носили лишь женщины из зажиточных семей. По-ингушски «кур» – означает гордость, а харсаш – шелкова бахрома. Курхарс считался самобытным ингушским головным убором, который датируется средневековьем.Однако в последнее годы появились материалы, свидетельствующие о бытовании курхарса и у чеченцев.
Повседеневным головным убором вайнахских женщин конца 19 начала 20 в.в. был платок – кортали (инг.куортали), что буквалльно означает «накидка на голову»(корт – голова,тиллар – от глагола тилла «накидывать, одевать»). Без платка женщины не появлялись не только на людях, но и в своей семье. Головной платок выполнял большую роль при соблюдении невестой традиционных норм поведения. Выходным головным убром пожилой женщины служил платок большого размера с бахромой, а для дома – малого размера, сложенный треугольником, концы которого подвязывались под подбородок.Девочки до 12 лет носили платок небольшого размера, концы которого скрещивали и затем завязывали на затылке. Девушки на выхд накидывали на голову три метра шифона, в основном белого цвета, дома носили маленькую косынку.
Чеченские и ингушские пожилые женщины носили чухту – женский головной убро, прикрывающий женский волосы. Волосы, сплетенные в косички, опускали в чухту и закидывали за спину. Поверх чухты надевали платок – йовлакх.
В одежде незамужних женщин, у невест встречаются цветной, тонкий, легкий шелковый головной платок – гулмаьнд(чеч.),гурмули(инг.),хари из плотного шелка с бахромой, шелковоый узорчатый головной платок – шаулакх, вязаный платок – бой «шаль», шифон – шипо и ингушская шапка – кий. Каждая женщина выбирала головные уборы по возрасту. У молодых были платки шелковые, узорчатые или без узоров, но с бахромой. В основе всегда лежал единый принцип – волосы замужних женщин не должны быть видны