Нет сомнения, что постящиеся являются лучшими из рабов Аллаха, однако некоторые из них совершают ошибки, на которые необходимо указать, чтобы предостеречь от их совершения.
1. Некоторые люди начинают совершать поклонение в Рамадан и оставляют его в другие месяцы. Ты видишь как мечети наполняются только в месяц Рамадан и, к большому сожалению, они особенно наполняются к времени вечерней молитвы. В первый день Рамадана людей много, во второй меньше, и так количество людей в мечети уменьшается до того, что в конце месяца их количество такое же, как в другие месяцы. И это опасное явление, указывающее на болезнь – эти люди не познают Аллаха кроме как в месяц Рамадан, и да защитит нас Аллах от этого. Призывающие к Аллаху и имамы мечетей должны использовать случай, чтобы эти люди покинули дома и обратились к мечетям, чтобы указать на опасность такого положения и на опасность пренебрежения молитвой, о которой сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Нас отличает от них молитва, и тот, кто оставил ее стал неверным».
2. Некоторые люди постятся оставляя еду, питье, половую близость и другое, что нарушает пост, но не оставляют запрещенное, хулу (гиба), сплетни, клевету, лжесвидетельство, ложь, оскорбления и ругань, присвоение чужого имущества и другое запретное из слов и дел. Без сомнения, это противоречит смыслу поста, поскольку пост это воспитание постящегося, и нет смысла в том, чтобы Аллах воспитывал человека оставлением части дозволенного, в то время как тот не оставляет запретное. Некоторые ученые посчитали, что пост нарушается совершением чего-либо запретного как хула, сплетни и тому подобные вещи. И из тех, кто придерживался этого мнения ибн Хазм, который привел в качестве доказательства хадис о женщинах, для которых стал труден пост, и которых привели к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он велел им вырвать, и когда они вырвали, то изрыгнули гной и кровь. На это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Эти двое нарушали пост тем, что запретил Аллах и воздерживались от того, что дозволил Аллах». Однако этот хадис слабый, и достоверным является мнение, что пост не нарушается от хулы и сплетен, однако это есть совершение большого греха, и оно противоречит смыслу поста.
3. Некоторые рассказывающие о пользе поста концентрируют внимание на пользе от поста для этой жизни, как например пользе для здоровья, и забывают или не уделяют должного внимания пользе от поста для будущей жизни. Они забывают, что это поклонение Аллаху, и даже если бы оно было вредно для здоровья. Ведь мусульманин вступает в сражения, в которых теряет свою жизнь, поскольку это есть поклонение Аллаху и подчинение Его велениям. По этой причине главной целью поста не является излечение тела или же получение иной пользы. Целью же поста является поклонение Аллаху, а польза в этой жизни идет уже потом.
4. Плохой нрав. Некоторые постящиеся проявляют плохой нрав из-за того, что они отказываются от еды и питья. Иногда они бывают грубы, жестки со своей семьей, с людьми, работающими и соприкасающимися с ними. Они употребляют неприличные слова и поступаю истерично. И это противоположность тому, как должен себя вести постящийся, проявляя добрый нрав, который завещал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как сказано в хадисе, приведенном аль-Бухари и Муслимом: «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит; если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет такому: «Поистине, я – человек, соблюдающий пост!»» И что же можно сказать о людях, которые во время поста становятся грубыми по отношению к своей семье, детям, соседям, коллегам, товарищам, в то время как вне поста, они мягки и кротки, с добрым нравом.
5. Некоторые превращают месяц Рамадан в удобный случай для проявления лени и расслабления, в то время как прежние мусульмане были полной противоположностью этого. И многие из известных исламских битв произошли в этот месяц. Некоторые из тех, кто превращает месяц Рамадан в удобный случай, чтобы побольше поспать приводят в качестве довода слабые хадисы, наподобие хадиса: «Сон постящегося – поклонение». И даже, если предположить, что он достоверен, он все равно не указывал бы на смысл, который они хотят. Постящемуся надлежит превращать месяц Рамадан в удобный случай для увеличения совершения благих дел, совершая их с инициативой и активностью.
6. Чрезмерность в еде и питье. Многие люди готовят к месяцу Рамадан многочисленные виды еды и питья, о которых они порой и не знают в другие месяцы. И это, без сомнений, противоречит смыслу поста. Аллах предназначил этот месяц для улучшения сердца и души, а они превращают его в месяц брюха и желудка. Аллах предназначил его для кротости и терпения, а они превращают его в месяц ненависти и легкомыслия, Аллах предназначил его для спокойствия и достоинства, а они превращают его в месяц грубости и ругательств. Аллах предназначил его для изменения своих качеств, а они не меняют ничего, кроме видов поглощаемой еды. Аллах сделал его наставлением для богатого и помощью для бедного, а они превращают его в месяц разнообразных блюд, так что увеличивается в этот месяц наслаждения богатого, также как увеличивается унижение бедного. О если бы мусульмане соблюдали пост, который приводит их к богобоязненности, как велит это Коран. Так, чтобы они закончили этот месяц очистившимися с прощенными грехами.
Салман Авда