В Астане проходит международная выставка халал-продукции Kazakhstan International Halal Expo – 2010. В Казахстане примерно 500 предприятий выпускают продукцию и оказывают услуги в соответствии со стандартами "халал".
Несмотря на анонсированное сообщение, что с 7 по 9 октября в Астане впервые в Центральной Азии пройдет международная выставка халал-продукции Kazakhstan International Halal Expo – 2010, на деле корреспондент нашего радио Азаттык обнаружил, что она была совмещена с выставкой традиционных продуктов питания – KazFood-2010. В дальнем углу укромно примостилась российская экспозиция с винной продукцией, а на отдельных колбасных изделиях упоминалось слово "свинина".
Позже одна из собеседниц, в хиджабе явно авторского покроя, высказала свое отрицательное мнение по поводу несовместимого, на ее взгляд, соседства. Но однозначно доминировала продукция и тема "халал" (с арабского – разрешенный).
Организаторы выставки – ассоциация "Халал-индустрия Казахстана" и выставочная фирма ExpoDamu – политкорректно обосновали ее актуальность тем, что "под влиянием ряда факторов на сегодня в казахстанском обществе значительно возрос интерес" к халал-продукции и халал-услугам и спрос на них.
ХАЛАЛ-БИЗНЕС И КАЙРАТ САТЫБАЛДЫ
Несмотря на присутствие правительственного чиновника в ранге вице-министра, главной персоной для организаторов выставки, судя по их реакции, был секретарь президентской партии "Нур Отан" Кайрат Сатыбалды. Он же и племянник президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Открывая выставку, Кайрат Сатыбалды сказал, что если в 1991 году в Казахстане было 63 мечети, то к 2010 году их количество достигло трех тысяч и "соответственно количество джамаата с каждым годом увеличивается". Он сообщил, что на сегодня в Казахстане примерно 500 предприятий производят продукцию и оказывают услуги в соответствии со стандартами "халал".
Кайрат Сатыбалды считает, что выставка должна продемонстрировать, что халал-индустрия уже готова предоставить продукцию. При этом он ссылался, но не цитировал постулаты Корана о дозволенном и запретном
Напомним, что на сентябрьской конференции по взаимодействию государства и религии в контексте модернизации Казахстана председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков, вспомнил о секретаре партии "Нур Отан" Сатыбалды, который ранее пытался создать исламскую политическую партию. Этот факт председатель Союза мусульман Казахстана расценил как "тенденцию по осознанию казахскими властями необходимости создания исламской партии".
Как один из руководителей партии "Нур Отан", Кайрат Сатыбалды считает, что государство уже оказало поддержку халал-индустрии созданием департамента по развитию этого производства при министерстве индустрии и торговли. По его мнению, по мере увеличения спроса на данную продукцию в будущем данный департамент может быть преобразован в комитет, а позже - в агентство, которое будет анализировать и предлагать меры по развитию казахстанской халал-индустрии.
Организаторы неоднократно утверждали, что Казахстан является первым и пока единственным постсоветским государством, создавшим технический комитет по стандарту "халал", при этом казахские пионеры этого бизнеса взяли за основу модельные стандарты Малайзии. Почему этот комитет носит номер 57, и почему именно 57 - никто уже не спрашивал.
ХАЛАЛ-КОЛБАСА ВСЕГДА БУДЕТ ДОРОЖЕ
Выставка показала, что под государственные стандарты "халал" добровольно могут сертифицироваться не только продукты питания, но и финансовые и туристические услуги, парфюмерия и одежда, учреждения культуры и образования. Более того, корреспондент нашего радио Азаттык получил ответы на некоторые свои вопросы. Например, он раньше замечал, что халал-колбасные изделия в супермаркетах примерно на 10–20 процентов дороже обычной колбасы, и полагал, что это связано с малыми объемами производства.
Однако из бесед выяснилось, что, скорее всего, халал-колбаса никогда не будет дешевле обычной, вне зависимости от объемов ее производства. "Халал – это прежде всего ожидания потребителя, что эта продукция, в отличие от массовой, более качественная, и он морально готов платить больше. Соответственно, производитель обращает особое внимание на качество сырья, что влечет более высокую себестоимость конечного продукта", – считает один участников выставки Kazakhstan International Halal Expo – 2010.
Другой не менее информированный собеседник предупреждает о том, что надпись "халал" не всегда означает неизменное качество и однородный состав колбасы. Информацией о том, что крупнейшие московские заводы приобретают ультрасовременное дорогое оборудование, которое позволяет из одной тонны мяса получить более двух тонн колбасы, он удивил и заставил задуматься корреспондента радио Азаттык.
Секрет странной арифметики оказался прост. По его словам, современное оборудование позволяет перерабатывать низкокачественное сырье в виде жил и субпродуктовой части посредством использования массы присадок и добавок. Произведенная таким образом колбаса имеет красивый срез и, несомненно, аппетитный вид, но условное качество. Поэтому он посоветовал покупать продукцию небольших, но сертифицированных фирм, у которых колбаса может выглядеть не столь аппетитной, но мяса в ней больше.
Одна из посетительниц поделилась с нашим радио Азаттык простым признаком соответствия сырого мяса стандарту "халал". "Халал-мясо после истока почти всей крови после забоя скота практически не дает накипи при варке. Обычная пенка при кипячении – это мертвечина, а халал-мясо дает более чистый и прозрачный бульон", – считает она.
Еще одной причиной более дорогих цен на халал-продукцию является высокая доля ручного труда, особенно при забое скота. Другие осторожно предполагают, что, возможно, в некоторых регионах Казахстана спрос на эту продукцию превышает предложение, что и сказывается на ее стоимости.
ХАЛАЛ-КВАС
Халал-продукция – это продукты премиум-класса, считает представитель алматинской агрофирмы "Сезам Эко" и проводит в пример технологию производства на их предприятии.
– Мы изготавливаем масло методом холодного отжима из наиболее целебных фракций масел кунжута, подсолнечника, арахиса и черного тмина, но мы не применяем никаких химических веществ и не проводим других технологических операций для извлечения большей массы масла из семян. Поэтому, если из одного килограмма подсолнечника производитель массовой продукции выделяет условный литр, то мы получаем в три раза меньше. Мы советуем наши масла использовать только для салатов или лечения, потому что они дороги относительно массовой рафинированной продукции в супермаркетах", – рекомендует специалист и в конце беседы сообщает о неожиданных изменениях в коллективе "Сезам Эко" после сертификации.
Утверждается, что в ходе сертификации на соответствие стандарту Halal Foods MS 1500-2004, комиссия не только придирчиво осмотрела место производства, но и параллельно внедрила новые духовные стандарты на территории предприятия. "Теперь мы начинаем отжим масла с молитвы, а на территории завода не только нельзя употреблять спиртное, но даже ругаться. Дисциплина явно изменилась в лучшую сторону", – с улыбкой говорит моя собеседница.
Марат Сарсенбаев, председатель государственного технического комитета по стандарту "халал", также вспоминает, что после сертификации российского предприятия "Русский квас" ее директор старается не обсуждать мирские дела, находясь в помещении, где бродит халал-квас.
По словам Марата Сарсенбаева, ежегодный объем мировой халал-индустрии достиг 1 триллиона 300 миллионов долларов, а сертификацию на соответствие стандарту Halal Foods MS 1500-2004 прошли даже такие монстры мирового бизнеса, как Coca-Cola Company и Microsoft.
ХАЛАЛ-ПРОДУКЦИЮ УПОТРЕБЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО МУСУЛЬМАНЕ
О том, что индустрию ждет перспективное будущее, говорили и организаторы, и участники выставки Kazakhstan International Halal Expo – 2010. О динамике роста производства, по словам Кайрата Сатыбалды, можно судить по следующему показателю: если в 2005 году в Казахстане насчитывалось около ста предприятий, выпускающих халал-продукцию, то за пять лет их количество увеличилось до пятисот.
Один из российских участников выставки прокомментировал ситуацию тем, что "статистику не обманешь, растет доля и количество мусульманского населения" и, исходя от объемов личных продаж халал-продукции только на российском рынке, он отмечает примерно 30-процентный ежегодный рост.
Однако Марат Сарсенбаев, председатель государственного технического комитета по стандарту "халал", приглашает оглянуться и посмотреть на этнический состав посетителей выставки, немалая часть которых - немусульмане. При этом он отмечает, что христиане Казахстана составляют значительную долю покупателей халал-продукции. Еще одним аргументом в пользу того, что христиане поворачиваются лицом к ранее непривычному стандарту, он считает ту цифру, что примерно в половине из пятисот предприятий халал-индустрии Казахстана руководителями являются, по его выражению, "европейцы".
Марат Сарсенбаев также подтвердил, что с помощью исламского банкинга Казахстан уже в ближайшее время получит новейшую лабораторию по определению генно-модифицированных продуктов питания. При этом подход к дозволенности такой продукции очень простой: если модифицированы гены животных или растений, дозволенных Кораном, то данная продукция получит одобрение технического комитета по стандартизации "халал" министерства индустрии и торговли.
ХАЛАЛ-СТАНДАРТ ДОШЕЛ И ДО ДЕТСАДОВ
На выставке Kazakhstan International Halal Expo – 2010 корреспондент нашего радио Азаттык нашел и самых бескорыстных участников. Ими оказались представители детского развивающего центра "Ахляк" из Алматы.
– Мы открылись несколько месяцев назад, но уже сейчас наши места переполнены, и есть очередь ожидающих, – говорит Амина Сарнаева, детский педагог в хиджабе.
Помимо сугубо светских занятий по развитию речи и навыков, обучению математике, английскому и арабскому языкам, в сертифицированном дошкольном учебном центре есть свои отличия. Мальчики и девочки питаются раздельно, и каждую пятницу для детей проводят уроки имана, на которых им объясняют элементарные азы ислама.
– Вначале к нам шли осторожно даже сами мусульмане, но, увидев, каких результатов достигли дети, мы решили все вопросы с заполняемостью центра, – говорит Амина Сарнаева.
Перспективность халал-образования она обосновывает тем, что в Алматы "очень много мусульман, у нас много детей, мы много работаем, и мусульмане, конечно, будут доверять своих детей нам".
Свое присутствие на выставке в прохладной Астане педагог из знойного Алматы объясняет просто: "Мы хотим показать, что мы есть. Может, кто-то еще захочет открыть такой же детский сад?"
radioazattyk.org, Жасулан КУЖЕКОВ http://news.nur.kz/165099.html