Увайс Джанаев руководит этнокультурным объединением “Вайнах” с мая этого года. Карагандинский “Вайнах” приобрел статус этнокультурного объединения тоже в мае 2010-го. До этого времени чеченцев и ингушей области представлял национально-культурный центр, который с 1997 года стал частью Ассоциации развития культуры чеченского и ингушского народов “Вайнах”.
В конце восьмидесятых, после службы в армии, Увайс Джанаев приехал учиться из Грозного в Караганду. Получив диплом экономиста, решил остаться здесь, занялся предпринимательством, в последнее время перешел на общественную работу. И вот теперь возглавляет этнокультурное объединение.
- Увайс Хаважиевич, скажите, чем отличается деятельность “Вайнаха” в наши дни от той, что проводилась в девяностые?
- В то время возникла необходимость создания подобной организации в связи с большим потоком беженцев из Чечни. Деятельность центра была связана прежде всего с тем, чтобы решать юридические и экономические проблемы земляков, которые оказались в тяжелой ситуации. Сейчас мы имеем возможность больше сосредоточиться на национальной культуре, традициях, исторических моментах, патриотическом и морально-нравственном аспектах воспитания молодежи, а также наладить системное изучение родного языка.
- Какие задачи первостепенны на сегодняшний день?
- Прежде всего, мы готовимся к установке памятного знака депортированным чеченцам и ингушам в Спасске, сейчас уже есть эскизы. Планируется, что это произойдет в День памяти жертв политических репрессий в будущем году. На открытие хотим пригласить гостей из Чечни и Ингушетии. Это будет очень важное событие в жизни всех вайнахов - депортированных, которые дожили до наших лет, и настоящих поколений, чтущих и уважающих историю своего народа, тесно связанную с казахстанской.
Вторая немаловажная задача - это работа с молодежью, духовно-нравственное воспитание: в частности, пропаганда здорового образа жизни, приобщение к спорту. Сейчас многие молодые люди посещают секции, отказываются от алкоголя и наркотиков. Даже свадьбы в последние годы, как в эпоху сухого закона, безалкогольные.
Также важно приобщение к национальной культуре, традициям. Наш ансамбль “Вайнах” существует практически с момента основания центра. Можно сказать, его неформальное существование началось еще раньше, когда студенты из вайнахских республик создавали землячества, проводили вечеринки, где молодежь знакомилась и, конечно же, танцевала лезгинку. Это не просто танец, это целый ритуал, можно сказать, невербальный разговор между парнем и девушкой, исторически сложившаяся традиция ухаживания. Я всегда радуюсь, когда слышу в машинах у представителей других национальностей родные мелодии. А в последнее время к нам на уроки танца потянулись не только вайнахи, но и казахи, и русские разных возрастов. Недавно 45-летний мужчина-казах начал делать первые шаги в лезгинке в моем присутствии.
- А много ли желающих изучать язык?
- Да, к нам часто обращаются родители юных чеченцев и ингушей с просьбой записать ребенка на языковые курсы. Но проблема в том, что у нас нет педагога, который бы смог научить языку. Например, я сам окончил национальную школу и владею языком, но не могу учить, так как я не филолог. Другой вопрос связан с помещением. Мы уже работаем над этим. Обратились в управление образования, нам обещали подыскать помещение в одной из карагандинских школ.
- Какие традиции и обычаи сейчас наиболее популярны у вайнахов? Есть ли возможность их соблюдать?
- Конечно, практически все вайнахи области знакомы друг с другом - за 70 лет судьба сплотила нас. Прежде всего, большую роль в жизни вайнаха играет ислам. Мы всегда отмечаем мусульманские праздники Ораза, Курбан байрам, придерживаемся религиозных традиций. В то же время и национальная культура не остается в стороне. Самые большие праздники - свадьба, рождение ребенка всегда проходят по традиционным обычаям. В быту мы также не отходим от канонов, передающихся из поколения в поколение.
- Как вы относитесь к такому обычаю, как похищение невесты?
- Да, исторически так сложилось, что подобные случаи имели место у вайнахов. Но надо признать, что некоторые традиции все же некорректны. И мы все время боремся с этим пережитком. Стараемся, чтобы молодые люди не вступали из-за этого в конфликт с законом и окружающими. В конце концов браки, заключенные подобным путем, часто распадаются. И согласно канонам ислама это тоже не следует считать правильным.
На сайте этнокультурного объединения “Вайнах” www.vainahkrg.laсt.ru можно увидеть, что в Чечне люди получают срок за похищение невест. В то же время на сайте есть служба знакомств для участников объединения, много другой полезной информации, которая помогает людям общаться, соблюдая традиции и не нарушая закон. И еще много всего интересного для вайнахов. И не только для них.
Нина Крамер
http://inkaraganda.kz/?p=6813