ДЕПОРТАЦИЯ ВАЙНАХСКОГО НАРОДА
Дзеитов Илез учащийся Екибастузского политехнического колледжа
Руководитель Аубакирова Алия Маратовна
Сталинские репрессии — массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е — 1950-е годы и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). И это горе постигло и мой народ, насильно депортированный на территорию Казахстана и Средней Азии.
И я хотел бы вам рассказать про горе моего народа.
В Чечне и Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это не День защитника Отечества, а День депортации. Поголовному насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы Поволжья, финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, корейцы и турки-месхетинцы. Массовые депортации имели место в странах Балтии и Западной Украине. Всего в 1944 году было выселено на восток около 873 тысяч, а к октябрю 1948 года - 2 млн. 247 тыс. человек.
Но операция под кодовым названием "Чечевица" по выселению вайнахов была самой крупной. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта. В ней участвовали около 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и военной контрразведки "СМЕРШ", и 100 тысяч военнослужащих войск НКВД - по одному на каждых четырех выселяемых, включая женщин, детей и стариков. Их заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование.
В шесть утра военные начали стучаться в дома и будить хозяев, давая им два часа на сборы. Затем их везли грузовиками к ближайшим железнодорожным станциям и грузили в "теплушки". Уже в первые сутки из населенных пунктов вывезли 333 тыс. 739, и погрузили в эшелоны 176 тыс. 950 человек.
В 11 утра Берия телеграфировал Сталину: "Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет", - а вечером устроил в Грозном застолье.
К концу февраля отправили 478 тыс. 479 человек, в том числе 91 тыс. 250 ингушей и 387 тыс. 229 чеченцев. Всего, как следует из доклада начальника конвойных войск НКВД генерала Бочкова Берии, в 180 эшелонах по 65 вагонов в каждом было отправлено 493 тыс. 269 человек (в среднем по 2740 человек на эшелон). В пути родились 56 младенцев и умерли 1272 человека, главным образом от простуды или обострения хронических болезней. К 20 марта на место прибыли 491 тыс. 748 депортированных.
Разрешалось брать до 500 кг груза на семью, но фактически большую часть вещей пришлось оставить, поскольку в каждом вагоне должны были поместиться 45 человек со всем имуществом (немцев Поволжья размещали по 40 человек в "теплушке", и вещи везли отдельно).
"Спецпереселенцы" должны были сдать скот и зерно и получить взамен аналогичное количество от властей на новых местах жительства, но в большинстве случаев это правило не выполнялось.
Последними шли поезда с чеченской и ингушской номенклатурой и верхушкой духовенства. Остаться в родных местах не позволили никому. Единственное послабление для элиты состояло в том, что ее везли в нормальных пассажирских вагонах и позволили взять больше вещей.
В июле 1944 года Берия представил Сталину окончательную информацию: "Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602.193 человека жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496.460 человек, карачаевцев - 68.327, балкарцев - 37.406 чел."
В Казахстане поселили около 411 тысяч вайнахов (85 тысяч семей), в Киргизии - 85,5 тысячу (20 тысяч семей).
Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а ее территория разделена между соседними регионами - Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией.
Из-за огромного неравенства сил случаев сопротивления было немного. По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 "антисоветского элемента", изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в основном хранившегося в вайнахских домах еще со времен гражданской войны.
Скрыться в горах сумели 6544 человека.
Здесь хотелось бы рассказать о ауле которого уже нет ни на одной карте мира.
Хайбах. Захлебнувшийся в крови аул.
Самая страшная трагедия разыгралась в высокогорном ауле Хайбах, где были убиты 705 человек.
Единственная их "вина" состояла в том, что 23 февраля пошел сильный снег, жители не могли спуститься с гор и срывали график депортации. Комиссар госбезопасности 3-го ранга Михаил Гвишиани (впоследствии - сват премьера Алексея Косыгина) приказал загнать людей в конюшню и сжечь, использовав ту же методику, какую применяли нацисты к партизанским селам.
В 1980-х годах военный журналист Степан Кашурко, занимавшийся розыском безвестных героев войны, обнаружил на берегу Десны в районе Новгород-Северского останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева.
В непромокаемом пакете у него на груди было неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах.
Журналист написал в республиканской военкомат Чечено-Ингушетии, и получил ответ, что такого населенного пункта нет, и никогда не было.
Заинтригованный Кашурко не поленился съездить в Грозный и встретился с первым секретарем обкома Доку Завгаевым, который нехотя признал, что "люди сгорели при депортации", но "об этой истории говорить и писать запрещено".
В 1991 году военная прокуратура возбудила дело по факту массового убийства в Хайбахе, которое впоследствии прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. За что?
Поведение чеченцев и ингушей не было чем-то исключительным. В общей сложности от 800 тысяч до миллиона советских граждан всех национальностей в годы войны служили немцам с оружием в руках. В любом случае, применение принципа коллективной ответственности и этнические чистки явились вопиющим нарушением прав человека.
Депортация состоялась, когда вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, таким образом, явилась не военной необходимостью, а актом наказания.
По мнению историка Бориса Соколова, "Сталин давно планировал решить проблему непокорных кавказских народов, никогда по сути не признававших Советской власти, а война предоставила удобный повод для этого".
Трудный путь домой
Изгнание было объявлено вечным, но фактически продолжалось 13 лет.
Переселенцы, включая детей, обязаны были еженедельно отмечаться в спецкомендатурах. За самовольное оставление места жительства полагалось 20 лет лагерей.
Власти далеко не везде смогли обеспечить вновь прибывших продовольствием, работой и кровом. Сложно сказать, чего здесь было больше: жестокости по отношению к "предателям", или обычной неразберихи, неизбежной при скоропалительном и массовом переселении.
А тут я бы хотел поведать об одной истории из обычной вайнахской семьи (интервью).
-Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.
-Здравствуйте. Я Дзейтов Ахмет Якубович, президент вайнахской диаспоры города Экибастуза.
-Расскажите, пожалуйста, что Вы помните из рассказов родителей, и то, что вы узнали позже сам, о депортации вайнахов.
-23 февраля 1944 года в дома родителей пришли солдаты, предложили выйти на площадь, сказали, что будет собрание. Все пошли на площадь, с площади всех погнали на вокзал, а там загрузили в, уже готовые, товарные вагоны стариков, детей, мужчин женщин, всех без разбору.
В скотских вагонах без удобств повезли неизвестно куда. В вагонах не было ни туалетов, ни других удобств. По нашему этикету люди стеснялись ходить по маленькому или по большому. У многих впоследствии были болезни мочевого пузыря. Через 3-4 дня езды в углах вагонов проделывали дырки и закрывали занавесками, таким образом, устроили туалет. Многие люди умирали из-за разных болезней. На остановках в вагоны заходили солдаты, хотя люди сопротивлялись, они (солдаты) выкидывали трупы, не давая их похоронить по-человечески. По пути на места проживания около 30% населения вымерло. Когда приехали в Казахстан мои родители попали в г. Атбасар. Местное население встретило дружелюбно, кто сколько мог принимал людей в свои семьи, и оказывали всяческую помощь. Отец сразу устроился на работу, так как имел среднее образование, до высылки на Кавказе он работал в налоговой службе. Поэтому семья родителей не почувствовала особых трудностей. В 1945 году отец женился на маме (Хаве). В 1963 году вернулись на историческую Родину. На тот момент нас уже было 7 детей. В нашем доме жили осетины, родителям пришлось выкупать свой же дом. В 1971 году я опять уехал в Казахстан. В 1986 году я приехал в Экибастуз на строительство ЭТЭК, работал в сфере обслуживания.
- Расскажите, пожалуйста, о вайнахском культурном центре, где Вы являетесь президентом.
- В 1995 году было собрано общество «Вайнах» , где я многие годы был председателем совета старейшин, и с марта месяца я являюсь ещё и президентом НКЦ «Вайнах», который был создан для объединения вайнахской общины , и сохранения нашей культуры. Община успешно справляется со своими задачами. Воспитание детей и подростков и прививание им национальных ценностей. Проводятся регулярные встречи, молодежь собирается, танцует, общается, отдыхают, в общем. Вместе празднуем наши свадьбы, проводим похороны и принимаем активное участие в жизни города.
-Спасибо за интервью.
- Здравствуйте , представьтесь пожалуйста.
-Здравствуйте. Я Кациева Лиза Висангиреевна.
-Как Вы попали в Казахстан? Что Вы помните из рассказов родителей?
- В 1944 году, моей маме было 15 лет, а отцу 24 год. Мама Залихан, папа Висангири. Мама была круглой сиротой (ни отца, ни матери) она была старшим ребенком, жили они у дяди. Мой отец рос без отца, дедушка умер на гражданской войне, воевал за красных. В высылке им очень тяжело было, всё то что у них было оставили, только одежду успели взять. Выехали (23 февраля 1944 года)…в незнакомое холодное место, в Казахстан. Приняли тут хорошо, здесь было холодно, голодно. Жили, кое-как. Мама вышла замуж за папу, когда маме было 16 лет. Работали и папа и мама, всем работать надо было. Отец бригадиром на Совхозе был. Папа очень добрым человеком был, все его знали как очень хорошего человека, и наверно поэтому, он быстро нашел работу. Потом в 1949 году 12 июня родился первенец (Иса), потом мама родила еще 9 детей. Тут они жили в Кокчетаве, наш дом там еще стоит. По возвращению в Ингушетию, вернулись в родное село Экажево. Дом был отдан осетинам, возвращать его они не хотели, потом кое-как дали разрешение жить в своем доме.
Хотелось бы выразить большую благодарность казахам, за столь теплый прием.
- Спасибо за интервью.
Бомба замедленного действия…
9 января 1957 года президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР издали совместный указ об отмене высылки вайнахов и восстановлении Чечено-Ингушской автономной республики. К тому времени в Казахстане проживало около 315 тысяч, а в Киргизии - примерно 80 тысяч чеченцев и ингушей. Таким образом, численность вайнахов за годы изгнания сократилась примерно на 100 тысяч человек.
Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек, но их дома оказались заняты переселенными в Чечню и Ингушетию русскими и представителями других народов СССР, а Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии.
Чеченцы и ингуши хотели жить именно в тех домах, которые принадлежали им до депортации.
В августе 1958 года после убийства на бытовой почве в Грозном произошли межэтнические столкновения, в результате которых погибли два человека, 32 получили травмы и почти 60 были арестованы.
Тем не менее, к весне 1959 года возвращение в основном состоялось. 14 ноября 1989 года и 26 апреля 1991 года были приняты законы СССР и РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в основном дублировавшие друг друга.
С одной стороны, они предусматривали "признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством".
С другой стороны, указывалось, что "процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях".
Трудноразрешимое противоречие привело к конфликтам, до конца не разрешенным и поныне.
Но не смотря на трагические дни что пережил мой народ мы в настоящее время живем в Казахстане, считая его своей второй Родиной. Я призываю нашу молодежь, не только вайнахскую, изучать историю и культуру своего народа, и соблюдать обычаи. Ведь забыв обычаи, и не зная истории мы перестанем быть обществом, нацией, мы станем племенем.
Памятник жертвам депортации, расположен в Ингушетии.
Комментарии
Пн, 10 февр. 2014, 15:14:30 Ответить
Сб, 08 февр. 2014, 17:21:15 Ответить
Пн, 23 дек. 2013, 17:21:41 Ответить